Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

Эссе-1, автор Карро Елена Александровна


Метка Текста
Значение патопсихологии для решения теоретических вопросов общей и возрастной психологии

Прежде чем перейти к вопросу, следует обратиться к определению «патопсихологии». В соответствии с определением Б.В. Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга».

Уже в определении патопсихологии отражена связь патопсихологии с общей психологией и возрастной психологией. Патопсихология, рассматривая нарушения психики, оперирует понятиями, составляющими категориальный аппарат общей психологии, а именно: психика, деятельность, личность, мышление, эмоции, общение и т.д. Патопсихология опирается на факты и закономерности развития человека, возрастную динамику психики, которые составляют сферу влияния возрастной психологии.

Привлечение патологического материала целесообразно в разрешении ряда вопросов общетеоретического значения, например, вопрос о соотношении биологического и психологического в развитии человека; проверка теоретических установок о строении, механизмах функционирования психических процессов и т. д.

Опровергнуть или доказать правомочность существования тех или иных теоретических гипотез о строении и механизмах отдельных форм психической деятельности представляется возможным при анализе различных нарушений этих форм. Анализ патологического материала наиболее информативен, поскольку позволяет наблюдать тот или иной психический процесс «раздробленным», что труднее при изучении уже сформировавшегося процесса.

Так, патопсихологические исследования имеют большое значение для теории общей психологии в разработке вопроса, касающегося роли мотивационного компонента в структуре познавательной деятельности личности. Включение мотивационного компонента в характеристику строения всех психических процессов, как по-разному оформленных видов деятельности, обнаруживается при изучении патологии восприятия, мышления. Е.Т. Соколовой, в исследовании патологии восприятия, было показано, как под влиянием различно мотивированной инструкции процесс восприятия выступал то в виде деятельности, то действия, то операции.

В исследованиях различных нарушений мышления (Б. В. Зейгарник, Т.М. Габриял), например, «разноплановость», как тенденция к извлечению не упроченных в прошлом опыте свойств и связей, является выражением изменения мотивационного компонента мышления. Также экспериментально показано, что при разных нарушениях мотивационной сферы выступают различные формы нарушенного мышления.

Для возрастной психологии изучение патологического материала, может внести весомый вклад в решении проблемы соотношения биологической и социальной обусловленности психического развития человека. Открытым остается вопрос в какой степени психическое развитие ребенка на том или ином его этапе зависит от организма (биологический фактор) или среды (социальный фактор).

Для освещения этого вопроса ученые обращаются к проблеме соотношения развития и распада психики. Попытки различных исследователей отождествить психику больных людей с психикой детей, не получили своего экспериментального подтверждения. Например, мышление слабоумного взрослого больного качественно отличается от мышления ребенка.

Слабоумный взрослый больной утрачивает способность овладевать новой системой знаний, при этом у него может в определенной степени сохраняться прежний багаж информации. Ребенок, меньшим опытом, легко образует новые понятия, овладевает новой системой знаний. Даже умственно отсталый ребенок, принципиально обучаем, тогда как дементный больной не обучаем. Это один из примеров, подтверждающий тот факт, что развитие и распад психики не являются негативными аналогами.

Психическое расстройство протекает по биологическим закономерностям, которые не повторяют закономерностей развития психики. Учитывая социальную обусловленность (обучение, воспитание, общение) формирования психической деятельности, высших психических функций, правомерным будет вывод о том, что психическое развитие обуславливается, прежде всего, социальными факторами, а распад психики — биологическими.

Таким образом, анализ клинических данных различных форм нарушений деятельности психически больных является ценным материалом, который служит как для проверки теоретических установок, так и для построения общепсихологической теории при изучении вопросов о структуре и механизмах психического и о закономерностях психического развития.






Список статей,"Психологическое Консультирование"
PDF версия документа