Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

Эссе-2, автор Карро Елена Александровна


Метка Текста
Значение патопсихологии в работе клинического психолога

Патопсихология является родственной психологической дисциплиной, имеющей отношение к клинической психологии, и традиционно признается составной частью (разделом) последней. Приказом МЗ РФ №391 от 26.11.1996 г. обозначен широкий круг профессиональных компетенций клинического психолога, касающихся также области патопсихологии. Применение клиническим психологом теоретических знаний патопсихологии сопряжено с решением ряда задач дифференциальной диагностики, лечебного и реабилитационного процессов.

В ситуации постановки врачом дифференциального диагноза возникает необходимость получения соответствующих данных. И здесь патопсихология к услугам клинического психолога. Полученные, вследствие патопсихологического исследования, данные о структурных особенностях нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности в целом, с одной стороны являются вспомогательными данными, однако их можно сопоставить с данными клинического наблюдения, с результатами лабораторных исследований. С другой стороны эти данные позволяют выявить многие признаки психических расстройств, определить структуру и глубину дефекта. Данные патопсихологических исследований помогают в обнаружении признаков психического расстройства на ранних этапах его развития, либо, наоборот, в отдаленном периоде его течения.

Компетентное использование знаний нозологической и синдромологической специфики патопсихологической феноменологии предоставляет возможность в ходе экспериментального исследования обнаружить типичные для одного расстройства нарушения познавательной деятельности и личности, и не характерные для другого. Например, в дифференциальной диагностике между легкими формами умственной отсталости и задержек психического развития церебрально-органического генеза, на первый план выступает несоответствие уровня умственного развития возрастным нормам. В этом случае данные клинического наблюдения и беседы не могут в полной мере стать основанием для постановки диагноза. Тогда как специальные патопсихологические исследования будут более информативными, поскольку будут направлены на определение глубины интеллектуальной недостаточности и сложной иерархии структуры нарушений познавательной деятельности.

Знание закономерностей и структурных особенностей нарушений познавательных процессов, психических свойств и состояний, помогает преодолеть трудности в определении характера нарушений в ситуации ранней диагностики психических расстройств, когда симптоматика не достаточно сформировалась.

При проведении патопсихологической оценки психических процессов, состояний и свойств, и последующем анализе психодиагностических данных, обеспечивается возможность дифференциации психических расстройств, которые нетипично протекают. Например, в картине заболевания, которое на начальных стадиях протекает по неврозоподобному типу, можно обнаружить характерные для шизофрении расстройства мышления и эмоциональности. Тем самым это облегчает диагностику атипично дебютирующей шизофрении, и дает возможность своевременно начать адекватное лечение.

Важную роль патопсихология играет в исследовании динамики психических нарушений в ключе проводимой терапии. Многократно проводимое в процессе лечения патопсихологическое исследование, позволяет комплексно проанализировать все компоненты психической деятельности, полученные таким образом данные могут быть объективным показателем влияния терапии на течение болезни. Учитывая тот факт, что в процессе лечения психопатологическая симптоматика может претерпевать определенные изменения, то неоднократное исследование больного однотипным набором психодиагностических методик, во-первых, помогает установить динамику изменений психики в целом, во-вторых, получить данные о динамике изменений отдельно взятого психического процесса, свойства, состояния, в-третьих, понять соотношение происходящих изменений.

Такой комплексный подход позволяет регистрировать наличие признаков установочного поведения, за которым могут скрываться сохраняющиеся у больного расстройства. Например, больной с продуктивной симптоматикой, чтобы избежать дальнейшего лечения, или ускорить срок выписки из отделения может перестать демонстрировать окружающим сохраняющиеся бредовые идеи, может вести себя социально приемлемым способом.

Особое значение патопсихология приобретает в экспертной работе и реабилитационных мероприятиях, в которых принимает участие клинический психолог. Одним из направлений экспертной работы является медико-педагогическая экспертиза, с помощью которой возможно решение ряда вопросов в рамках детских и подростковых учреждений психиатрического профиля. Как и во всех других видах экспертизы в медико-психологической большое значение имеет дифференциальная диагностика. Применение патопсихологического исследования высветит аномалии развития, особенности протекания и структуры самих психических процессов при различных видах дизонтогенеза. На этапах реабилитации в стационаре, полустационаре, и последующего диспансерного наблюдения «срез» психологических характеристик, получаемых в результате патопсихологического исследования, является основой в оценке стойкости терапевтической ремиссии.

В оценке восстановления работоспособности патопсихологические исследования являются необходимыми условиями разработки научно обоснованных трудовых рекомендаций, выработки мер по предупреждению снижения или утраты трудоспособности, а также определения роли и места психологической помощи в системе мер психосоциальной реабилитации.

Патопсихологическое исследование наряду с выявлением нарушений, может продемонстрировать пациенту также сохранные психические функции, которые пациент считает грубо нарушенными, таким образом подчеркнуть наличие ресурсов для противостояния болезни.

Итак, патопсихология в работе клинического психолога занимает отдельную нишу в кругe его профессиональных компетенций, и позволяет решать различные задачи в рамках дифференциальной диагностики, лечебного, реабилитационного процессов, а также в экспертной работе.






Список статей,"Психологическое Консультирование"
PDF версия документа