Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

Новый выпуск журнала В«Психолого-педагогические исследованияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Психолого-педагогические исследованияВ» (в„– 3 2017 г.)

Введение

Психология образования в интересах детей

Организация применения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» в режиме адаптации

Статья посвящена вопросам применения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» в организациях в период 2017–2019 гг. Рассматриваются этапы применения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В», сформулированные в соответствии с установленными условиями обязательного применения профессиональных стандартов в организациях. В контексте первого опыта общественно-профессионального обсуждения требований профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» к квалификационным характеристикам специалистов обсуждаются предложения по организации применения данного профессионального стандарта в режиме адаптации на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на уровне органа местного самоуправления, а также на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Данные предложения рассматривались и обсуждались в 2017 г. экспертами профессионально-общественного обсуждения.

О подготовке кадров в условиях применения профессиональных стандартов в области образования (на примере педагога-психолога)

Представлен современный подход к проектированию основной образовательной программы подготовки педагога-психолога, цель и задачи которой задает профессиональный стандарт В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В». Структура основной образовательной программы уровней бакалавриата и магистратуры проектируется по модульному принципу, а ключевым механизмом достижения образовательных результатов – профессиональных компетенций – становится сетевое взаимодействие с партнерскими организациями (школы, детские сады, психолого-медико-социальные центры). Описаны основные критерии сетевых партнеров по подготовке педагогов-психологов. Учебный модуль характеризуется как логически завершенная, относительно самостоятельная часть образовательной программы, которая формирует определенную компетенцию или группу компетенций. В учебном плане модуль выступает в качестве образовательной единицы, объединяющей теорию, практику, научно-исследовательскую работу и итоговую аттестацию (по модулю) студента. Приведено обоснование преимуществ модульной структуры образовательной программы, сопряженной с профессиональным стандартом.

О формировании программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В»

Обсуждается специфика применения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В», устанавливающего требования к квалификации специалистов, в системе дополнительного профессионального образования. Рассматриваются рекомендации по построению персонифицированной модели дополнительного профессионального образования в форме повышения квалификации на основе технологии диагностики уровня компетенций специалистов. Подчеркивается, что необходимость, формы и направленность дополнительного профессионального образования педагогов-психологов целесообразно определять с учетом результатов анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональном стандарте, квалификационных характеристик кадрового состава организаций, а также требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный вывод основывается на обсуждении результатов апробации технологии квалификационного испытания, разработанной Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Опыт апробации и целевые ориентиры внедрения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» в Свердловской области

Описывается опыт внедрения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» в Свердловской области. Представлена разработанная авторами региональная модель внедрения профессионального стандарта на основе принципов единства централизации и децентрализации, межведомственного и сетевого взаимодействия. Раскрываются основные формы и методы работы по внедрению профессионального стандарта в регионе, приводятся результаты деятельности стажировочной площадки Свердловской области, в том числе механизмы выявления кадровых дефицитов и построения персонифицированных траекторий профессионального развития педагогов-психологов в регионе. В качестве приоритетных направлений выделены: разработка региональных нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность педагогов-психологов, применение профессионального стандарта педагога-психолога при формировании кадровой политики в сфере образования, а также модернизация системы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов-психологов.

Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области)

Описывается опыт Самарского региона по разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В». Анализируется ход реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) с точки зрения требований к формированию профессиональных компетенций у выпускников вузов. Рассматриваются проблема соответствия указанных требований требованиям профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» и возможности частичного ее решения через систему дополнительного профессионального образования. Приводятся примеры конкретных программ дополнительного профессионального образования, разработанных специалистами Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области В«Региональный социопсихологический центрВ» и направленных на формирование недостающих профессиональных компетенций педагогов-психологов.

Оценка профессиональных компетенций педагогов-психологов на основе профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" как современный инструмент управления кадровым потенциалом

Приводятся результаты мониторинга оценки и самооценки соответствия компетенций педагога-психолога содержанию трудовых функций профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В». В мониторинге участвовали 340 педагогов-психологов, работающих в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы. В качестве инструментария использовались: анкета самооценки профессиональных компетенций, тестовое задание на психологические знания, собеседование на основе полуструктурированного интервью с педагогами-психологами об их профессиональной деятельности. На основании полученных результатов педагоги-психологи, работающие в Городском психолого- педагогическом центре, распределились на четыре группы в зависимости от результатов собеседования и выполнения тестового задания. Для каждой группы составлены планы индивидуального профессионального развития, предложены управленческие решения по развитию их профессиональных компетенций.

Модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога с учетом требований профессионального стандарта (опыт в городе Чебоксары Чувашской Республики)

Изложены подходы к проектированию индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога, которые были разработаны в рамках деятельности пилотной площадки по апробации и введению профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» в г. Чебоксары Чувашской Республики в 2015–2017 гг. Обращено внимание на важную роль территориальных методических служб, сопровождающих профессиональное развитие педагогов-психологов по обеспечению их перевода на В«эффективные контрактыВ». В статье описаны: примерная специальная программа сопровождения профессионального развития педагогов-психологов в соответствии с требованиями профессионального стандарта; варианты организации процесса проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога; примерная модель проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога-психолога.

Региональные особенности внедрения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» (опыт Московской области)

Рассматривается вопрос введения системы профессиональных стандартов как основы построения Национальной системы квалификаций. На примере профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В» описывается региональный опыт внедрения профессиональных стандартов, основанный на системе аттестации педагогических работников Московской области. Раскрываются этапы внедрения профессиональных стандартов, в основу которых положена региональная модель. Описываются результаты информационного сопровождения профессиональных стандартов, приводятся материалы общественно-профессионального обсуждения перспектив внедрения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В», организованного среди высококвалифицированных специалистов – экспертов по аттестации педагогов-психологов и представителей профессиональной ассоциации педагогов-психологов Московской области (21 человек). На основе указанных материалов выявляются условия (кадровые, материально-технические) внедрения профессионального стандарта В«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)В», обсуждаются новые трудовые функции, определяются перспективные направления дальнейшей деятельности.

Приведение в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов (региональная практика)

Обобщен опыт приведения в соответствие квалификационных характеристик практикующих психологов требованиям профильных профессиональных стандартов посредством освоения соответствующей образовательной программы профессиональной переподготовки, разработанной Воронежским институтом социального образования. Представлен авторский учебный план образовательной программы. Приведены данные исследования самооценки специалистами соответствия их квалификационных характеристик требова-ниям психологических профессиональных стандартов до и после обучения по предложенной образовательной программе. Осуществлен анализ зон несоответствия сформированных профессиональных компетенций психологов и необходимых трудовых функций, предписываемых профессиональными стандартами. Определено, что обучение специали-стов-практиков по программам дополнительного профессионального образования – важ-нейшее условие достижения соответствия их профессиональных компетенций требованиям профессиональных стандартов.

Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании

Рассматривается межведомственный подход как важный методологический принцип обеспечения качества и эффективности социальных и образовательных услуг. Исследуются проблемы организации межведомственного взаимодействия в рамках развития нормативно-правового регулирования; на основе законодательных актов определяются важнейшие структурные элементы психологической службы образования. Представлены различные институциональные формы развития психологической службы в условиях межведомственного взаимодействия, результаты проведенного Институтом проблем инклюзивного образования МГППУ исследования организационных моделей межведомственного взаимодействия в работе центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Подчеркивается необходимость структурных изменений психологической службы в новых условиях развития образования, обсуждаются стратегии профессионального развития педагога-психолога, особое внимание уделяется роли профессионального стандарта в этом вопросе.

Применение профессиональных стандартов специалистов сферы социального обслуживания

Рассматриваются первые итоги применения в регионах Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства профессиональных стандартов сферы социального обслуживания: В«Психолог в социальной сфереВ», В«Руководитель учреждения медико-социальной экспертизыВ», В«Руководитель организации социального обслуживанияВ», В«Социальный работникВ», В«Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнихВ», В«Специалист по медико-социальной экспертизеВ», В«Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населенияВ», В«Специалист по работе с семьейВ», В«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфереВ», В«Специалист по социальной работеВ», В«ТифлосурдопереводчикВ». Представлен обобщенный опыт применения профессиональных стандартов в организациях сферы социального обслуживания на основании результатов мониторинга, организованного Федеральным государственным бюджетным учреждением В«Всероссийский научно-исследовательский институт трудаВ» Минтруда России. Обсуждаются основные проблемы применения профессиональных стандартов и пути их решения.

Реализация профессиональных стандартов межведомственных профессий (на примере специалиста по работе с семьей)

Приводится анализ результатов внедрения профессионального стандарта В«Специалист по работе с семьейВ» в организациях социальной сферы. Подчеркивается, что сложность работы специалиста по работе с семьей связана с необходимостью взаимодействия со специалистами разных ведомств, при этом организация оказания помощи и поддержки семей с детьми носит межведомственный характер. Выделяется роль межведомственного и междисциплинарного подходов в решении проблем поддержки семьи, оказания ей разных видов помощи, защите прав и законных интересов детей, социального сопровождения в соответствии с обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта. Описаны факторы, влияющие на внедрение профессионального стандарта в Российской Федерации, а также основные направления стратегии применения профессионального стандарта. Описан процесс организации деятельности специалиста по работе с семьей в области профилактики социального сиротства – разработка, апробация и диссеминация технологий для работы с семьей, адаптация лучших зарубежных практик по работе с семьей в Москве.

Профессиональный экзамен как инструмент формирования траектории совершенствования квалификации работника

Описаны результаты изучения положений Федерального закона В«О независимой оценке квалификацииВ», пояснительной записки к проекту Федерального закона В«О независимой оценке квалификацииВ», ряда других нормативных правовых актов в части целей и порядка осуществления независимой оценки квалификации, в том числе профессионального экзамена, использования его результатов. На основе анализа ряда исследовательских работ по вопросам совершенствования квалификации работников и развития системы непрерывного образования сделаны выводы об объективной в целом оценке законодателем перманентного повышения требований к квалификации работников и вытекающей из него необходимости постоянного совершенствования их квалификации, в том числе развития системы непрерывного образования. Сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на формирование рекомендации для работника по отбору существующих ресурсов для самостоятельного выстраивания индивидуального набора компетенций с персонифицированным предложением вариантов сопровождения со стороны образовательно-профессиональных структур – траектории совершенствования квалификации работника.

Позиция в учебной деятельности и способность к эмпатии в подростковом и юношеском возрастах

Статья посвящена исследованию связи эмпатии и позиции по отношению к учебной деятельности в подростковом и юношеском возрастах. Приводятся данные эмпирического исследования 78 студентов помогающих профессий (психологи и педагоги) и 42 учащихся политехнического колледжа с помощью методик, направленных на оценку эмпатических способностей (опросник В«Индекс интерперсональной реактивностиВ» М. Дэвиса в адаптации Т.Д. Карягиной; проективная методика В«Стратегии утешенияВ» Ф.Е. Василюка и Е.В. Шерягиной, обработка в модификации А.Б. Холмогоровой) и выраженности субъектной позиции (опросник В«Субъектная позиция в учебной деятельностиВ» Ю.В. Зарецкого и В.К. Зарецкого). У испытуемых, реже использующих эмоциональную поддержку, ярче выражена объектная позиция и менее выражена субъектная позиция по отношению к учебной деятельности. У испытуемых с выраженной субъектной позицией по отношению к учебой деятельности выше уровень способности к сопереживанию, децентрации, а также способности оказывать поддержку. Испытуемые с выраженной субъектной позицией чаще используют эмоциональную поддержку.

Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников

Рассматривается проблема возрастной диагностики как постановки диагноза развития, квалификации его наличного содержания, состояния, уровня. Анализируются основные вехи становления диагностики психического развития школьников как области исследований в психологии. Отмечается, что в отечественной психологии психодиагностика создавалась для решения задач контроля за нормальным ходом психического развития и сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения. Излагаются результаты исследований планирования как возрастного новообразования младших школьников в составе теоретического мышления в его взаимосвязи с анализом и рефлексией. Обосновывается необходимость разработки оперативной диагностики сформированности планирования у учащихся начальной школы. В основу разработки экспресс-диагностики планирования положена В«Экспериментальная задача на маневрированиеВ», созданная для исследовательских целей в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова. Описываются ход и результаты обоснования методики оперативной диагностики планирования как возрастного новообразования младших школьников.

О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников

Рассматриваются результаты поискового эмпирического исследования креативности в социальном взаимодействии. В исследовании принимали участие 52 старшеклассника – учащиеся гимназии и общеобразовательной школы с творческим направлением. Для проверки гипотезы о ситуативности креативности в социальном взаимодействии использовался блок ситуаций с негативной и позитивной коннотацией, в котором подсчитывалась беглость и оригинальность решений, а также Портретный ценностный опросник Ш. Шварца. Согласно результатам, вредоносная креативность и просоциальная креативность не являются единым конструктом, хотя и используются при решении проблем в социальном взаимодействии. Анализируются результаты, показывающие связь вредоносной креативности и ценностей достижения. Обнаружилось, что подростки обоих полов продуцируют идеи о нанесении вреда в ситуации анонимности мести. Неожиданными оказались агрессивные идеи некоторых старшеклассниц, хотя и касающиеся ненамеренного нанесения вреда, в ситуации с легитимной задачей. Делается вывод о том, что при изучении креативности важно учитывать ситуационные характеристики и легитимность задачи. Предлагаются дальнейшие направления исследования.

Новый выпуск журнала В«Психолого-педагогические исследованияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Психолого-педагогические исследованияВ» (в„– 2 2017 г.)

Смысловые образования в структуре личности педагога по физической культуре и спорту

Раскрываются особенности смысловых образований в структуре личности педагогов по физической культуре и спорта, работающих со студентами разных групп здоровья. В исследовании приняли участие 54 преподавателя кафедр физического воспитания и спорта двух казанских вузов в возрасте от 25 до 67 лет. Комплекс диагностических материалов состоял из двух методик: Методика изучения смысловых уровней личности педагога (М.Н. Миронова) и Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев). У обеих групп педагогов обнаружены достаточно высокие показатели по шкале В«Готовность принять духовные ценности учащихсяВ». Педагоги обладают большим развивающим потенциалом и проявляют стремление к наиболее полному раскрытию способностей обучающихся. Высокий уровень профессиональной компетентности характерен для почти 70% педагогов по физической культуре. На основе полученных данных разработаны программа повышения квалификации педагогов по физической культуре и спорту по специальности В«Инновационные технологии в учебном процессе по физическому воспитаниюВ» (18, 24, 36 и 72 акад. часов), а также программа В«Избранные главы дисциплины Физическая культураВ», которые реализуются на факультете дополнительного образования по выбору студентов различных специальностей и направлений подготовки.

Возрастные особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте

Представлены результаты экспериментального исследования особенностей развития познавательной активности дошкольников. Проверялась предложенная авторами гипотеза, согласно которой проявление содержательного и динамического компонентов познавательной активности имеет свои особенности на разных возрастных этапах дошкольного детства. В рамках исследования проанализирован диагностический инструментарий, используемый для изучения познавательной активности дошкольников, и определены методики исследования. Выявлены возрастные особенности проявления динамического и содержательного компонентов познавательной активности. Определено, что к концу дошкольного возраста познавательная активность выражается больше в вербальной форме, чем на уровне продуктивных действий. Полученные результаты могут быть использованы в процессе построения образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Психологические технологии формирования коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет

Описаны данные экспериментально-формирующего исследования с использованием групповых занятий, направленных на развитие ключевых составляющих коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Экспериментально доказано, что общий уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей 6–8 лет, которая отражает их способность и готовность к достижению эффективности в общении со сверстниками и взрослыми и включает в себя три основные компетенции, соответствующие трем сторонам общения (рече-лингвистическая, оценочно-рефелексивная, социально-поведенческая), имеет положительную взаимосвязь с уровнем развития у детей умений планировать, согласовывать усилия, организовывать и осуществлять взаимодействие в паре в процессе совместного выполнения об его задания. Показано, что работа, направленная на формирование основных коммуникативных действий, выступает основой формирования коммуникативной компетентности.

Формирование коммуникативной компетентности учащихся при переходе в основную школу

Обсуждается проблема метапредметных компетентностей и, в частности, их коммуникативный компонент. Рассматривается понятие В«коммуникативная компетентностьВ» и описываются методики исследования компонентов коммуникативной компетентности. Поднимается вопрос о влиянии психолого-педагогической адаптации учащихся к основной школе на формирование коммуникативного компонента метапредметных компетентностей. Описывается исследование степени развитости компонентов коммуникативной компетентности у учащихся пятых классов двух образовательных комплексов города Москвы (167 человек). Проводится качественный анализ полученных данных и делается вывод об уровне развития коммуникативной компетентности учащихся при переходе из начальной в основную школу. Особое внимание уделяется коммуникативным умениям и навыкам, развитие и формирование которых вызывает трудности у учащихся. Делается вывод о необходимости разработки психолого-педагогической программы по формированию и развитию коммуникативного компонента метапредметных компетентностей.

Особенности становления графомоторных навыков и письма у младших школьников

Представлены результаты исследования формирования серийных графических навыков и письма у младших школьников. С помощью компьютеризированных экспериментальных методик в сочетании с общим нейропсихологическим обследованием обнаружены особенности развития данных навыков у детей 7 и 9 лет в норме и при трудностях обучения. Дети с нормативным развитием к третьему классу достигают значительных результатов в осуществлении графомоторного навыка и письма. У детей с трудностями в обучении обнаружены сложности в автоматизации графомоторного навыка и письма: в первом классе трудности носят комплексный характер, в третьем классе в первую очередь страдают темповые характеристики и качество письма. Сложности обусловлены снижением функции серийной организации движений, программирования и контроля, а также дефицитом нейродинамических компонентов деятельности.

Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната)

Обсуждаются проблемы когнитивной регуляции эмоций и самоповреждающего поведения подростков, обучающихся в кадетской школе-интернате. Анализируются особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте. Выдвигается предположение, что акты самоповреждающего поведения редуцируются при применении эффективных когнитивных стратегий регуляции эмоций. В исследовании были задействованы методики: Шкала самоповреждающего поведения и Опросник когнитивной регуляции эмоций. Выборку составили 39 учащихся кадетской школы-интерната в возрасте от 13 до 16 лет. На основе статистического анализа обосновывается взаимосвязь между используемыми стратегиями эмоциональной регуляции, причинами и актами самоповреждающего поведения. Выявлено, что применение деструктивных стратегий когнитивной регуляции эмоций обуславливает проявление актов самоповреждающего характера.

Феномен аутсайдерства в подростковых коллективах

Статья посвящена проблеме аутсайдерства в группах подростков младшего и старшего подросткового возраста. Мы предположили, что существуют личностные качества, которые отличают аутсайдеров от остальных учащихся, что позволяет говорить об аутсайдерстве как об отдельном групповом и личностном феномене. В исследовании приняли участие 246 учащихся московских школ младшего и старшего подросткового возраста, из них 60 человек занимали аутсайдерскую позицию в коллективе. Для проверки гипотезы были использованы: личностный опросник для подростков HSPQ (Р. Кеттелл), опросник ЭмИн на определение уровня эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин), методика В«ВнушаемостьВ» (О.Е. Рыбаков). Для выявления статистических различий использовались t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна–Уитни, p ≤ 0,05. Результаты исследования показали, что аутсайдеры подросткового возраста действительно характеризуются рядом личностных особенностей, отличающих их от среднестатусных сверстников. Различия в личностных характеристиках аутсайдеров на разных этапах подростничества имеют свои особенности.

Взаимосвязь личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий учащихся старших классов

Исследование посвящено выявлению взаимосвязи личного атрибутивного стиля, отношения к мигрантам и аккультурационных ожиданий у подростков, учащихся старших классов. В исследовании приняли участие 50 учащихся школы в„– 179 Москвы (возраст — от 15 до 17 лет; средний возраст —15,8 лет; девушек — 19 чел., юношей — 31 чел.). Были использованы методики: Опросник стиля объяснения успехов и неудач для подростков (СТОУН-П), Детский опросник оптимистического-пессимистического стиля объяснения (Т.О. Гордеева, О.В. Крылова), Шкалы комплексного исследования аккультурации (Дж. Берри), Шкала оценки мигрантофобии (Н.М. Лебедева), Шкала отношения к мигрантам (И.М. Кузнецов), Тест на когнитивную рефлексию (Ш. Фредерик). Личный атрибутивный стиль, согласно результатам исследования, не имеет взаимосвязи с отношением к мигрантам, мигрантофобией или показателями теста когнитивной рефлексии. Выявлены взаимосвязи между аккультурационными ожиданиями определенных стратегий и отдельными компонентами атрибутивного стиля, включая подшкалу контроля (p ≤ 0,05). Результаты теста когнитивной рефлексии связаны с общим уровнем оптимизма и подшкалами, определяющими личный атрибутивный стиль (p ≤ 0,01).

Компаративы изобразительной деятельности младших школьников с разным типом репрезентативной системы

Приводятся результаты исследования рисунков детей младшего школьного возраста, целью которого было выявление компаративных диагностических параметров, позволяющих определить ведущую репрезентативную систему ребенка. Проанализированы 164 рисунка от 51 испытуемого из двух классов начальной школы. В качестве элементов диагностического блока для определения ведущей репрезентативной системы использовались наблюдение и модифицированный применительно к младшему школьному возрасту вариант методики В«Тест смещения репрезентативных системВ» (Льюис А., Пуселик Р.). Делается вывод о том, что рисунки младших школьников с разными типами репрезентативной системы обладают различиями, достаточными для обоснования их диагностической информативности. По результатам исследования выстраиваются компаративные профили младших школьников с разным типом репрезентативной системы для облегчения диагностической составляющей работы с детскими рисунками.

Сопровождение взросления людей, страдающих аутистическими расстройствами

Обосновывается желательность длительного психокоррекционного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и их семей, в том числе во взрослом возрасте. Вводится понятие благоприятной (развивающей) социальной среды для благополучного развития взрослого аутичного человека. Названы два важных направления психологической коррекции расстройств аутистического спектра начиная с младшего подросткового возраста: 1) формирование у аутичного человека навыков адекватного социального поведения; 2) помощь аутичному человеку в развитии понимания своего внутреннего мира, мира людей и отношений между ними. Кратко описана специфика каждого из этих направлений работы. Так, формирование необходимых социальных навыков связывается с выработкой В«хороших привычекВ» (по С.Я. Рубинштейн) и с освоением социальных ролей; дается характеристика методов, используемых во втором из названных направлений, – беседы, ведения личного дневника, совместной проработки художественных текстов. Подчеркивается недопустимость сведения психологического сопровождения исключительно к выработке необходимых социальных навыков.

Применение метода ранговой решетки в практике комплексной психолого-психиатрической экспертизы по судебным спорам родителей о воспитании ребенка

Рост числа дисфункциональных семей обусловливает увеличение числа гражданских судебных споров о воспитании ребенка, в которых взаимоотношения между участниками носят высококонфликтный характер. Актуальной задачей является исследование эмоционально-смыслового отношения к пережитым психотравмирующим ситуациям у родителей в условиях гармоничных и дисгармоничных семейных отношений. Методом ранговой решетки обследовано 20 родителей из гармоничных семей и 30 родителей, проходивших комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу по вопросам об определении места жительства ребенка или порядка встреч ребенка с отдельно проживающим родителем. Показано, что применение метода ранговой решетки в исследовании высококонфликтных и гармоничных семей позволяет выявить некоторые особенности отношений супругов друг к другу и родителей к ребенку, в частности – особенности эмоционального реагирования взрослых членов семьи на конкретные внутрисемейные ситуации, связанные с поведением партнера по браку и ребенка. Выделены типы такого реагирования: стенический, амбивалентный и астенический; последние два типа имеют свои содержательные варианты.

Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме

Проводится теоретический анализ современных научно-исследовательских работ по проблеме компьютерной и интернет-зависимости. Выделяются основные особенности различных подходов. Предпринимается попытка систематизировать проведенные исследования и классифицировать научные подходы к проблеме интернет-зависимости. Автор выделяет нозологический, когнитивно-бихевиоральный, социально-психологический и диалектический подходы. Обосновывает необходимость использовать подход, соответствующий сути, целям и задачам социальной психологии в области исследования как проблемы интернет-зависимости, так и зависимого поведения в целом. Таковым, по мнению автора, является диалектический подход, который интегрирует опыт исследований в рамках социально-психологического подхода и сосредотачивается на обнаруженных противоречиях феномена интернет-зависимости – компенсаторном характере интернет-деятельности, когда увлекающиеся Интернетом люди находятся в неблагополучной жизненной ситуации.

Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в дошкольном детстве. Обосновывается одно из ключевых понятий психологии развития – возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте. Данное понятие является методологическим средством и технологическим принципом проектирования развивающего дошкольного образования. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в дошкольном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в дошкольном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Возрастно-нормативная модель развития младших школьников

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в младшем школьном возрасте. Выявляются субъектные предпосылки потребности ребенка в школьном обучении. Приведено исследование феномена кризиса 7 лет как кризиса дошкольного детства и перехода к новому этапу развития. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в младшем школьном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в младшем школьном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов

Рассматриваются проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов. На основе данных анкетного опроса, проведенного среди молодых и опытных педагогов общеобразовательных организаций в шести регионах Российской Федерации (490 человек), и интервью с представителями администрации школ анализируются трудности, возникающие у молодых педагогов, оцениваются существующие формы поддержки начинающих учителей, а также их удовлетворенность системой профессиональной адаптации. Чаще всего начинающий учитель сталкивается с трудностями в оформлении документации и отчетности, проблемой контроля внимания учащихся, сложностями в применении индивидуального подхода. Реализуемый в настоящее время в большинстве школ комплекс мер по вхождению в профессиональную деятельность нельзя признать достаточным для обеспечения высокого уровня адаптации молодых педагогов. Однако сами молодые педагоги в целом положительно оценивают существующую в их школах систему поддержки, особенно помощь опытных коллег в профессиональной адаптации.

Геронтология, геронтопсихология — новый номер журнала В«Современная зарубежная психологияВ»

Новый выпуск журнала В«Современная зарубежная психологияВ»

Исследования восприятия времени в современной психологии

Восприятие времени – одна из важнейших функций в жизнедеятельности человека. От того, насколько точно происходит дифференциация длительностей, начиная от миллисекунд, зависит слаженность движений и речи, восприятие свойств и отношений объектов, синхронизация в коммуникации. Поэтому эта область вызывает большой интерес исследователей. За долгий период изучения накоплен большой объем знаний; в настоящее время актуальной задачей для исследователей является построение моделей, способных объяснить механизмы, лежащие в основе этой сложной психической функции. В качестве одного из направлений, способных дать объяснение многим из известных аспектов восприятия времени, рассматривается трансцендентальная психология А.И. Миракяна.

Эмоции и старение: современные парадигмы и актуальные направления

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы пожилых людей. Эмоции являются одной из базовых психических функций, позволяющих человеку быстро ориентироваться в окружающей среде, создающей фон для всего происходящего вокруг. Эмоции обладают способностью придавать человеку сил и наоборот, приводить в апатию. В этой связи изучение и понимание особенностей возрастных изменений эмоций в период старения является важной основой для адаптации пожилых людей к поздним этапам онтогенеза. В статье рассматриваются западные подходы к пониманию эмоциональных процессов в период старения, раскрывается парадокс старения, приводятся наиболее актуальные тенденции в изучении эмоциональных проявлений. Ключевые слова: эмоции, старение, пожилой возраст.

Социальная активность личности как детерминанта позитивной адаптации и полноценной жизни в пенсионном возрасте

Обращение отечественных и зарубежных ученых к проблеме социальной активности пожилого человека продиктовано глобальным старением населения. Называется множество причин старения населения: кризис семьи и брака, приведший к снижению рождаемости, повышение качества жизни людей, содействующий увеличению продолжительности жизни, и др. В этой связи для ученых и практиков в области социальной психологии старости и старении актуальными являются научные исследования и практические разработки в области формирования адаптивного поведения пожилых людей и вовлечения их в социальную жизнь общества. В статье анализируются зарубежные исследования и опыт формирования адаптивного поведения пожилых людей к условиям жизни на пенсии посредством вовлеченности людей позднего возраста в различные виды социальной активности.

Социально-психологическая адаптация в позднем возрасте и условия благополучного старения

В статье рассмотрены аспекты социально-психологической адаптации людей пожилого и старческого возраста, проведен анализ условий благополучного старения. Авторы исходят из того, что люди, находящиеся в пожилом и старческом возрасте, обладают значительными индивидуальными особенностями, и вследствие этого результаты проводимых исследований часто противоречивы. Показано, что социально-психологическая адаптация в пожилом и старческом возрасте определяется индивидуально-психологическими особенностями, спецификой сформированности личности, стратегией адаптации человека к старости. Это может быть стратегия по типу "замкнутого контура", то есть сохранение себя как индивида, или же альтернативная стратегия, то есть сохранение себя как личности. Отмечено, что адаптация к старости протекает несколько различно у женщин и мужчин, что может быть связано с гендерными различиями в стиле жизни, сильнейшей идентификацией некоторых мужчин с профессиональной ролью, женщин – с домашней работой и семейными обязанностями. Показано, что успешному старению способствует формирование андрогинного типа гендерной идентичности, позволяющему гибко реагировать на различные жизненные ситуации.

Особенности прагматической функции речи в позднем возрасте: принципы диагностики и пути восстановления

В обзоре показано, что учет изменений в прагматической функции речи в позднем возрасте не только позволяет улучшить здоровье-сберегающее поведение и повысить приверженность к лечению, но играет важную роль в распознавании, квалификации и эффективной терапии психических, когнитивных, нейродегенеративных расстройств. На основе анализа зарубежных исследований систематизированы методики, часто используемые для диагностики прагматической компетенции, а также представлен пошаговый алгоритм оценки социо-когнитивных нарушений в пожилом и старческом возрасте. Показано, что при нормальном старении наблюдаются избирательные, обратимые изменения со стороны вербального, пара- и экстралингвистического компонентов прагматической функции речи, и метапрагматической способности. Общие симптомы дефицита прагматической функции речи систематизированы по категориям. С использованием биопсихосоциального подхода проведен анализ причин изменений прагматической компетенции в позднем возрасте. Представлен спектр медикаментозных и немедикаментозных интервенций, направленных на улучшение прагматической функции речи в пожилом и старческом возрасте.

Возможности применения кибертехнологий в психологической поддержке людей пожилого возраста: обзор исследований

В статье проведен анализ современных зарубежных исследований, посвященных достижениям в применении кибертехнологий различного типа для решения широкого круга задач психологической поддержки пожилых людей. Показано, что большинство зарубежных авторов относят к числу наиболее перспективных кибертехнологий системы виртуальной реальности, позволяющие пожилым пользователям успешно интегрировать имеющийся и приобретать новый опыт за счет возможностей контролируемого изменения сенсорных, перцептивных, когнитивных и аффективных процессов. Рассмотрены сферы психологического сопровождения пожилых, в которых наиболее востребовано внедрение компьютерных технологий: профилактика и терапия старческой астении, когнитивных дисфункций, эмоциональных расстройств. Выявлено, что вопрос об эффективности применения кибертехнологий в геронтопсихологической практике остается открытым на сегодняшний день из-за незначительного числа экспериментальных исследований. Вместе с тем, уже имеющиеся результаты являются весьма эвристичными и позволяют прогнозировать дальнейшее привлечение пожилых людей к использованию кибертехнологий, способствующих повышению качества жизни.

Экзистенциальные проблемы личности в современной зарубежной геронтопсихологии: результаты анализа исследований за последние пять лет

В статье представлены результаты теоретического анализа современных зарубежных представлений об экзистенциальных проблемах личности пожилого и старческого возрастов. На основе результатов теоретического анализа в статье раскрываются современные психологические теории и концепции решения стареющим человеком актуальных экзистенциальных проблем, таких как: поиск смысла своего существования и существования человечества в целом, проблема свободы и ответственности перед собственной жизнью, отношение к смерти как к экзистенциальной данности, переживание экзистенциальной изоляции.

Макартурское исследование успешного старения: на пути к новой геронтологии (реферативный обзор книги Rowe J.W., Kahn R.L. В«Successful AgingВ»)

В российской научной литературе практически отсутствуют сколько-нибудь развернутые публикации материалов Макартурского исследования старения, результаты которого стали основой для разработки нового направления в геронтологии – В«успешногоВ», В«благополучногоВ» старения. Понятие В«успешное старениеВ» обосновано эмпирическими данными в работах Д.В. Роуи, Р.Л. Кана. В данной статье описана организация Макартурского исследования старения и использованные методы; приведена логика обоснования категории В«успешное старениеВ»; на основе эмпирических данных показан вклад личности и общества в решение задачи успешного старения.

Повседневный стресс и неприятности в период старения

Рассмотрены прежде всего зарубежные исследования стрессоров, жизненных событий и повседневных неприятностей в период старения. В связи с этим обсуждается проблема существования в позднем возрасте ряда факторов, которые могут привести к бессилию или слабости у пожилых людей. Рассмотрены связи между психологическим стрессом, повседневными неприятностями и хроническими стрессорами. Отмечено, что по сравнению с жизненными событиями, повседневные неприятности могут ухудшить физическое и психическое благополучие пожилых людей в большей степени, чем события жизни в целом. Изучение повседневных неприятностей является перспективным подходом к изучению стресса и совладанию с ним в старости.

Введение

22 ноябряв€’День психолога

22 ноябряв€’День психолога в России.

Новый выпуск журнала В«Психологическая наука и образованиеВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Психологическая наука и образованиеВ» (в„– 4 2017 г.)

Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей

Представлены результаты исследований Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ 2016 г., на основе которых дан анализ информированности и отношения российских учителей к национальной системе учительского роста.Обращается внимание на объем выборки, представляющей 838 педагогов из 9 федеральных округов.Делается вывод о том, что на сегодняшний день российским педагогам немного известно о Национальной системе учительского роста (НСУР).Подчеркивается, что при этом уровень информированности во многом определяет отношение учителей к процессу внедрения НСУР.Отмечается, что в целом российские педагоги указали на положительное отношение к введению горизонтальной должностной иерархии, но они не уверены, что новая модель обеспечит реальные возможности для карьерного роста.Представлена оценка готовности школ к переходу на новую систему и вероятных последствий такого шага, данная участниками процесса – педагогами общеобразовательных школ.

Главный смысл системы профессионального роста в том, чтобы дать учителю возможность карьерной самоидентификации

В рамках подготовки специального выпуска журнала В«Психологическая наука и образованиеВ», посвященного профессиональному стандарту педагога, мы побеседовали о национальной системе учительского роста с директором Центра образования В«ЦарицыноВ» в„– 548 г.Москвы, народным учителем России Ефимом Лазаревичем Рачевским.Национальная система учительского роста (НСУР) предусматривает введение нескольких педагогических должностей – В«учительВ», В«старший учительВ» и В«ведущий учительВ», – каждая из которых характеризуется все более разнообразным набором профессиональных компетенций.Представляем адаптированный журнальный вариант этого интервью.
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *