Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Елена Карро
Резюме психолога
Facebook канал
Google+ канал
Twitter канал
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

Портал психологических изданий Psyjournals.ru поздравляет ректора МГППУ Виталия Владимировича Рубцова с Днем рождения!

Портал психологических изданий Psyjournals.ru поздравляет ректора МГППУ Виталия Владимировича Рубцова с Днем рождения!

Вышел новый номер в„–3, 2017 журнала В«Культурно-историческая психологияВ»

Новый выпуск журнала В«Культурно-историческая психологияВ»

От редакции рубрики В«Дети в правовом пространствеВ»

Категория воспитания в семейном праве: культурно-исторический анализ

Статья посвящена культурно-историческому анализу категории воспитания в отечественном семейном праве. Показано, что объективная, закрепленная в обычае, церковных установлениях и материальном праве, сторона социальной ситуации воспитания (как определенного аспекта социальной ситуации развития ребенка) претерпевает в историческом контексте значительные изменения. Наиболее существенна динамика целей воспитания: от абсолютного повиновения родительской власти до учета интересов и мнения ребенка при решении всех вопросов воспитания и образования детей, т. е. создания объективных условий для полноценного развития внутренней позиции ребенка, отражающей его активно-действенную позицию в отношении социальной действительности. В историческом контексте дифференцируются обязанности родителей и система запретов при воспитании ребенка. Делается вывод, что предметом судебной экспертизы по гражданским делам, связанным с воспитанием ребенка при раздельном проживании родителей, является негативное влияние индивидуально-психологических особенностей и психического состояния родителя на психическое развитие ребенка.

Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций

В статье на основе анализа действующих нормативных правовых актов и научных публикаций обсуждается вопрос формирования правосознания обучающихся в образовательных организациях. Особо выделяется важность деятельностного компонента формирования правосознания, в том числе в контексте деятельности участников образовательных отношений в условиях нормативного регулирования, осуществляемого самими образовательными организациями. Обращается внимание на тот факт, что изменения законодательства Российской Федерации, направленные на децентрализацию нормативного регулирования деятельности образовательных организаций, могут выступать фактором риска негативного влияния на формирование правосознания, в контексте регулярно выявляемых нарушений законодательства органами управления образовательных организаций. Сформулированы предложения по мерам, направленным на минимизацию обозначенных рисков и повышение эффективности мероприятий образовательных организаций, направленных на позитивное формирование правосознания детей.

Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике

В статье рассматривается проблема изменений следственной практики проведения допросов несовершеннолетних потерпевших в контексте социальной ситуации развития ребенка. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком базируется при этом на двух принципах: получения надежной и максимально полной информации о совершенных по отношению к ребенку противоправных действиях и соблюдения его наилучших интересов. Анализируются нововведения в уголовно-процессуальное законодательство, касающиеся проведения допросов несовершеннолетних потерпевших, и возможности совершенствования следственной практики. Представлен зарубежный опыт в этой сфере, различные модели опросов детей и их психологические особенности. Обсуждаются возможности адаптации и применения этих моделей в российской практике с учетом иного культурального контекста. Предлагается рассмотрение опроса несовершеннолетнего потерпевшего как составляющей комплексного медико-психологического и социально-педагогического сопровождения для сохранения его здоровья и обеспечения психологического и социального благополучия.

Радикализация в подростково-молодежной среде: в поисках объяснительной схемы

Основная цель настоящей статьи заключается в рассмотрении потенциала социально-психологического знания для анализа процесса радикализации в подростково-молодежной среде. Подчеркивается, что жизнь в современном обществе сопряжена с целым рядом изменений, происходящих одновременно на различных уровнях, и неопределенность является неотъемлемой характеристикой современного мира. Экстремизм и радикализация рассматриваются как реакция на неопределенность, способ ее преодоления. Вслед за определением, данным М. Кингом и Д. Тейлором, предлагается понимать под процессом радикализации трансформацию, в ходе которой индивид принимает легитимность терроризма. В работе предпринимается анализ моделей радикализации, представленных в англоязычной литературе. Обсуждается важность идентичности как объясни тельного конструкта изменений, происходящих с радикализирующимся индивидом. Формулируются вопросы для дальнейшего изучения процесса радикализации в связи с радикализацией в подростково-молодежной среде.

Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии

В статье рассматривается психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, в контексте профессионального стандарта. Чаще всего понятие В«реабилитацияВ» определяется как система некоторых мер и/или мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций или качеств человека. Однако такой подход не позволяет содержательно сформулировать цель и задачи реабилитационного процесса, имеющие значение для юридической психологии как науки и оказания практической психологической помощи несовершеннолетним в юридически значимых ситуациях. Опираясь на ключевые категории культурно-исторической психологии (социальная ситуация развития, новообразования, зона ближайшего развития и др.), предлагается модель психосоциальной реабилитации на основе создания замещающей социальной ситуации развития. Описывается процесс психосоциальной реабилитации, состоящий из цикла видов деятельности юридического психолога, который соотносится также с трудовыми функциями профессионального стандарта В«Специалист по реабилитационной работе в социальной сфереВ».

Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения

Народная игра применяется как культурная форма, создающая развивающую и коррекционно-профилактическую среду в работе с девиантным поведением детей и подростков. Существенными причинами девиантного поведения считается отсутствие психоэмоционального опыта и возможностей его приобретения. Ключевым в построении социальных отношений, выстраивания поведения принимается наличие опыта учета в общении эмоциональных состояний других людей и презентаций своих состояний и потребностей для учета их другими. Особыми факторами, определяющими ресурсность народных игр, помимо культурной формы традиционного общения, являются: императивность игровых правил и одновременно их обобщенный характер, что не сковывает творческую активность, импровизацию в игре; образно-смысловая и эмоциональная насыщенность сюжетов; ценность для участников собственно процесса игры; свобода самоопределения по отношению к вхождению в игру; равенство всех участников по отношению к правилам игры.

В«Бог как каузальный агентВ»: религиозная атрибуция в православном контексте

В статье резюмируется процесс адаптации шкалы В«Бог как каузальный агентВ» (БКА), проведенной на выборке студентов православных учебных заведений. Эта шкала служит инструментом оценки степени религиозной атрибуции — склонности приписывать причины событий религиозным агентам. Данные свидетельствуют о достаточной внутренней согласованности составляющих шкалу БКА пунктов. Первый этап валидизации шкалы проводился путем анализа корреляций с показателями шкалы В«Уровень субъективного контроляВ» (УСК). Слабые положительные корреляции наблюдались с показателями интернальности по всем шкалам УСК, за исключением шкалы межличностных отношений. Второй этап предполагал проведение квазиэксперимента, показавшего наличие положительных корреляций между БКА и сверхъестественной атрибуцией. Кроме того, результаты факторного дисперсионного анализа показали значимые различия между испытуемыми с низкими и высокими показателями БКА в их склонности использовать сверхъестественные объяснения. Данные позволяют заключить, что шкала БКА является эффективным инструментом оценки склонности к религиозной атрибуции в российском православном контексте

Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье В«Мысли и настроенияВ»)

Данная публикация посвящена одной из трех ранних статей Л.С. Выготского, которые касаются проблем восприятия современности в контексте религиозно-исторических событий еврейского народа. Она является второй в его историко-религиозном триптихе и представляет размышления молодого Выготского об особенностях еврейского праздника Ханука в двух контекстах: историческом и в контексте современных событий. Комментарии к статье решают несколько задач. В первую очередь они направлены на реконструкцию тех социально-экономических событий, которые определяли жизнь России в период Первой мировой войны. Также комментарии призваны помочь современному читателю как глубже понять содержание публикуемого текста статьи, так и представить своеобразие личностно-смысловой позиции молодого Выготского. Комментарии ориентированы на восстановление необходимых для понимания статьи знаний религиозных и художественных текстов, а также дискуссий, характерных для еврейской культурной традиции. Особое место занимает анализ композиционно-стилистических особенностей статьи Выготского, ее внутренней диалогичности. В комментариях обращается внимание на ряд сюжетов, которые впоследствии будут затронуты Выготским в его психологических исследованиях.

Исследования игры: трудности и возможности

В материале содержится краткое изложение материалов 27 конференции Международного сообщества детской игры (International Council Child Play — IССР), посвященной проблемам и возможностям исследования игры современных детей. Показано разнообразие подходов к изучению детской игры и множественность аспектов ее изучения. Среди главных вопросов, обсуждаемых на конференции, были определение игры, ее влияние на психическое развитие, достоверность результатов исследования игры, особенности игры детей в разных странах. Авторы многих докладов обращались к культурно-исторической концепции и к имени Л.С. Выготского. Специальное место занимали вопросы, связанные с нарративной игрой — ее ролью и организацией. Специальным направлением конференции было обсуждение игровой предметной среды, как в помещении, так и на улице. Большинство представленных исследований носили прикладной характер и были связаны с конкретными проектами и программами. Среди методов исследований преобладали анализ отдельных случаев (В«case studyВ») и социологические методы. Конференция показала повышенный интерес ученых разных стран, специальностей и направлений к тематике детской игры и многообразие подходов к ее пониманию и исследованию.

Post scriptum к статье о боли

Христианская психология

Новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ» (в„– 3 2017 г.)

Предисловие главного редактора

Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии

В конце 90-х годов была создана международная ассоциация, объединившая представителей личностно-центрированного и экспириентального подходов, продолжающих традицию К. Роджерса и Ю. Джендлина. В названиеассоциации включены две ключевые категории В«личностьВ» и В«переживаниеВ». В статье с позиций понимающей психотерапии обсуждается связь этих категорий, анализируются варианты отношений между ними. Намечаются контуры личностного характера переживания и экспириентального видения личности. В теории и практике понимающей психотерапии выявляются такие характеристики переживания, как его деятельный модус, многоуровневость, диалогичность, культурно-историческая опосредованность. Это позволяет говорить об отношении личности к своему переживанию, об активном участии ее в переживании. Переживает не переживание, а личность. Для психотерапии это ставит задачу осмысления критериев В«желаемогоВ» отношения личности к своему переживанию и поиска методов помощи в достижении наиболее продуктивной личностной позиции. Личностный характер сопереживания как деятельности психотерапевта рассматривается с точки зрения воплощения В«личностной центрированностиВ» в экспириентальном подходе. Статья написана в жанре теоретического диалога.

Педагогическая, психологическая и психотерапевтическая помощь в процессе преодоления учебных трудностей как содействие развитию ребенка

Рассмотрена проблема теоретических оснований для организации работы и взаимодействия специалистов, оказывающих помощь детям с трудностями в обучении (педагогов, психологов-консультантов, психотерапевтов). В каче- стве такого основания предложена многовекторная модель зоны ближайше- го развития, разработанная на основе положений культурно-исторической психологии в рамках рефлексивно-деятельностного подхода. Разные виды помощи рассмотрены как разные подходы (технологии) к созданию условий для развития человека, которому оказывается помощь. Раскрыто содержание понятий, имеющих принципиальное значение для создания таких условий — В«сотрудничествоВ», В«зона ближайшего развитияВ», В«субъектностьВ», В«рефлек- сияВ», В«проблемный эпицентрВ». Представлены средства и способы опера- ционализации этих понятий применительно к проблеме помощи ребенку с трудностями в обучении. Введено понятие двойного ресурса как важного для разработки технологии работы в зоне ближайшего развития, и на этой основе описаны конкретные приемы организации рефлексии в процессе преодоле- ния трудностей в обучении. Приведены конкретные примеры такой работы.

Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте

Представлен обзор основных психологических подходов к суицидальному поведению, в том числе применительно к самоубийствам подростков. Рассмотрены основные психологические модели суицидального поведения, разработанные в последние годы, и возможности их применения для анализа в подростковом возрасте. Выделены модели, уделяющие внимание факторам, которые являются ключевыми в переходе от мыслей о суициде к потенциально летальной суицидальной попытке (интерперсональная теория, интегративная мотивационно-волевая модель, трехшаговая теория). Приведены исследования среди подростков, выполненные на базе психологических моделей суицидального поведения. Обозначены основные специфические особенности современных моделей суицидального поведения.

Применение стратегий анализа беседы в исследовании психоаналитического процесса. Ритм энд блюз: 152-я сессия Амалии (часть 1)

Исследования психотерапевтического процесса с применением методов анализа беседы могут внести существенный вклад в дальнейшее развитие практики психотерапии. Образцовый случай Амалии, особенно 152-я сессию, многие исследователи изучали с применением различных методов. Здесь мы приводим краткий обзор этих методовСтатья посвящена анализу 152-й сессии на материале новой транскрибации, в которую включены просодические элементы диалога в аналитической диаде. В нашем исследовании мы демонстрируем: а) как аналитик и пациент вместе создают общий объект беседы, т. е. психоанализ; б) использование различных терапевтических инструментов, которые все еще не получили должного описания в литературе и могут быть обозначены как В«приемыВ». Мы определяем нашу работу как качественное исследование, основанное на нестатистических данных анализа вербальной продукции, результаты которого могут быть использованы для выдвижения новых гипотез.

Под знаком материнской депрессии: образы отношений с матерью в терапии ребенка младшего школьного возраста

Обсуждается тема влияния длительной материнской депрессии на психологическое функционирование ребенка младшего школьного возраста. Несмотря на то, что депрессия родителей, особенно матери, считается важным фактором риска социально-психологических нарушений у детей, основной массив научной литературы посвящен послеродовой депрессии. Представлена проблема снижения социальной вовлеченности ребенка и отвержения со стороны сверстников на материале случая аналитической терапии мальчика 9 лет. Описываются возникающие в ходе песочной терапии образы отношений с матерью и характерные проявления отстранения от социального мира, представляющегося непредсказуемым, опасным, смертоносным. Динамика песочных картин показывает значимость В«мертвогоВ» материнского объекта и его преобладание во внутреннем мире в сравнении с другими социальными объектами, а также постепенный переход к возможности символического контейнирования опыта, формирования более предсказуемого и менее опасного мира, диверсификации типа отношений со значимыми другими.

В«Езда в незнаемоеВ»: преподавание консультативной психологии в стенах университетов

Статья посвящена современным проблемам обучения консультативной психологии, а именно теории и практике психологического консультирования. Рассматривается детально разработанная и хорошо себя зарекомендовавшая модель обучения консультативной психологии в университетах Великобритании и выдвигается ряд вопросов, требующих дальнейшего обсуждения специалистами. Затронуты такие актуальные проблемы консультативной психологии, как интегративные подходы в консультировании, его философские и этические основы. Подчеркиваются особенности взаимодействия консультанта/психотерапевта и пациента/клиента в контексте терапевтического процесса.

Преподавание консультативной психологии в Кембриджском колледже Бостона

Применение культурно-исторического и деятельностного подходов в современном образовании

Представлено интервью с доктором психологических наук, профессором Виталием Владимировичем Рубцовым, ректором МГППУ, директором Пси- хологического института РАО.

Вспоминая учителя

Прогноз и превенция самоповреждений и суицидов

Подборка зарубежных научных работ отражает текущее состояние знания и исследований по теме прогноза и профилактики суицидов и самоповреждений. Обращает на себя внимание неудовлетворительный опыт применения различных инструментов оценки рисков аутоагрессивного поведения — их позитивная прогностическая ценность оказывается ниже уровня клинической оценки специалиста и собственного суждения пациента.

Мировая психология и педагогика в поисках теории развития, адекватной вызовам нашего времени: вперед к Выготскому

Представлен отчет по итогам работы Пятого конгресса ISCAR — Междуна- родного общества культурно-исторических деятельностных исследований (29 августа — 1 сентября, 2017 г., Квебек, Канада).

Владимир Петрович Зинченко – хранитель традиций культурно-исторической психологии

Светлой памяти Федора Ефимовича Василюка

17 сентября 2017 года психология понесла невосполнимую потерю — ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психо- терапии Московского государственного психолого-педагогического уни- верситета, основатель факультета психологического консультирования и бессменный его декан на протяжении 15 лет, президент Ассоциации пони- мающей психотерапии, главный научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии ПИ РАО.

Всемирный день психического здоровья

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья.

Вышел новый номер в„–3, 2017 журнала В«Психология и ПравоВ»

Новый выпуск журнала В«Психология и правоВ»

Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 3)

В статье излагается заключительная часть результатов научно-исследовательского проекта. Общая цель исследования – анализ обыденных представлений об информационной безопасности детей и подростков в группах учителей. Исследование опирается на положения теории социальных представлений, в частности, о связи социальной практики и социальных представлений. Объект исследования – учителя общеобразовательных школ, выборку составили 102 человека в возрасте от 22 до 65 лет, (M= 39,36 лет; SD=11,12 лет, 91 женщина и 11 мужчин). В зависимости от опыта обучения школьников различного возраста все респонденты были разбиты на три группы: обучающие детей, обучающие подростков, обучающие детей и подростков. Предмет исследования – специфика обыденных представлений учителей об информационной безопасности детей и подростков. Проверяемые предположения касались специфики социальных представлений об информационной безопасности в зависимости от опыта взаимодействия со школьниками различного возраста. Для проверки предположений была разработана анкета, включавшая 6 частей: В первой части респондентам предлагается оценить тот или иной тип информации с точки зрения угрозы, которую она представляет для безопасности детей и подростков. В последующих четырех частях анкеты респонденты отвечают на вопросы так называемых В«виньетокВ» (гипотетических ситуаций), в каждом случае необходимо предложить план действий в ситуации. В последней части содержатся социально-демографические вопросы. В этой, заключительной, части работы обсуждаются результаты, касающиеся двух последних гипотетических ситуаций.

Динамика развития моральных суждений у кадетов

В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики развития уровня моральных суждений у кадетов. Исследование проведено на базе ОГБОУ В«Смоленский Фельдмаршала Кутузова кадетский корпусВ». Материалом послужили результаты обследования двух групп подростков, обучающихся в кадетском корпусе, представляющих младший и старший подростковый возраст. В выборки вошли следующие испытуемые: кадеты, только поступившие в кадетский корпус (n=30); кадеты, завершающие свое обучение (n=30). В качестве методик использовалось специально разработанное полуструктурированное интервью, моделирующее ситуации морального выбора. У кадетов выявлена положительная динамика в развитии моральных суждений и большая дифференцированность в оценках. Старших кадетов отличает тенденция к формированию более высокого – просоциального – уровня развития моральных суждений. Отмечено, что при проведении воспитательной работы усилия должны быть направлены на помощь воспитанникам в адаптации к новым социальным условиям, интеграции в кадетский коллектив.

Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек

Статья посвящена теоретическому анализу последствий домашнего насилия в отношении женщин и девочек. В первой части работы со ссылками на научные источники и статистические сведения обосновывается актуальность и практическая значимость изучения данной проблемы. Описаны социодемографические и психологические особенности семей, в которых применяются различные виды насилия. Дается обзор отечественных и зарубежных подходов и исследований, в фокусе которых находятся клинические, психологические и социальные последствия перенесенного домашнего насилия. Выявлены особенности проявления, факторы и динамика отсроченных последствий внутрисемейного насилия у женщин и девочек. Показано многообразие возникающих посттравматических реакций. Делается вывод о высокой латентности преступлений внутри семьи и трудностях выявления последствий данного вида правонарушений. Указывается на необходимость междисциплинарного сотрудничества для повышения эффективности профилактики и реабилитации жертв внутрисемейного насилия.

Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодежи: обзор отечественных исследований

В статье приводятся основные результаты отечественных исследований за 2012–2016 гг., посвященных изучению ксенофобии, экстремизма, в том числе как девиантного поведения среди подростков. В описанных исследованиях основное внимание уделяется изучению педагогических и психологических факторов формирования экстремистского поведения у подростков и молодежи. Приведены результаты исследований П.Н. Казберова, А.В. Новикова (2015; 2016), Е.Н. Скулкиной (2015); М.Г. Стадникова, А.А, Щеглова (2014); О. Е Хухлаева, В. М Миназовой, О С. Павловой, Е В. Зыкова (2015) и др., описывающие индивидуально-психологические и личностные особенности лиц, совершивших правонарушения экстремистской направленности и/или имеющих склонность к ксенофобским установкам. Основная задача исследований – выявить факторы, препятствующие или способствующие формированию экстремистского поведения среди подростков и молодежи с целью разработки адекватных мер профилактического воздействия.

Особенности регуляции деятельности у сотрудников следственных органов (клинико-психологический, нейропсихологический и гендерный аспекты)

Статья посвящена исследованию особенностей регуляции деятельности у сотрудников следственных органов с различным уровнем профессионального стресса, с учетом стажа профессиональной деятельности, а также гендерной принадлежности. Рассматриваются нейропсихологические корреляты дизрегуляции деятельности у сотрудников следственных органов. Гипотезой исследования стало предположение о том, что при высоком уровне профессионального стресса у сотрудников следственных органов будет снижена способность к таким компонентам регуляции, как контроль за выполнением деятельности. Исследованы 45 сотрудников следственных органов (из них – 28 мужчин и 17 женщин в возрасте от 19 до 38 лет; средний возраст – 28 лет) со стажем работы от 1 года до 15 лет. Методический комплекс включал: тест на профессиональный стресс Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышникова, симптоматический опросник SCL-90-R и ряд нейропсихологических методик (графическая проба, кубики Никитиной, копирование фигур Тейлора и Рея–Остерицца, проба Озерецкого, пробы на исследование оперативной памяти). Выявлено, что у мужчин снижен контроль за выполнением деятельности. У лиц с умеренным уровнем профессионального стресса отмечено наличие симптомов дисфории, с низким уровнем – выраженный дискомфорт в процессе межличностного общения. У лиц со стажем более 5 лет отмечено выраженное чувство страха, снижение интереса к жизни, что говорит о признаках профессиональной деформации, у сотрудников со стажем менее 5 лет – преобладание соматических симптомов. Полученные результаты дополняют эмпирические данные исследований, направленных на изучение стресс-реагирования у сотрудников правоохранительных органов.

Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя

В статье приводятся данные исследования выраженности эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект, как одна из социально-психологических характеристик личности, показал наиболее тесную связь с компонентами отношения руководителей школ к своим подчиненным. В свою очередь данные компоненты отношения, по нашему мнению, представляют собой современную модель руководителя школы. Был обследован 101 руководитель школы из Московской области в возрасте от 26 до 65 лет (из них мужчины 8,9%; должность директора школы занимают 57 человек, должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе – 44 человека) комплексом из шести методик. Одна из методик – Авторская анкета, изучающая социально-психологические характеристики личности и компоненты отношения руководителей школ к подчиненным-учителям. Остальные: опросник ЭMИН Д.В. Люсина, позволяющий выявлять уровень эмоционального интеллекта, шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбeргера, Ю.Л. Хaнина, диагностика Mакиавеллизма личности В.В. Знакова, шкала измерения уровня общительности личности Л.Н. Лутошкина, диагностика склонности к стрессам Дж. Джексона. На основании полученных результатов делается вывод о том, что важнейшей социально-психологической характеристикой личности руководителя выступает его эмоциональный интеллект, позволяющий руководителю не только понимать собственные и чужие эмоции, успешно управлять ими, но также способствующий умению вызывать определенные чувства у окружающих людей. Модель отношения руководителей образовательных учреждений к сотрудникам включает в себя три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Высказывается предположение, что такие социально-психологические характеристики личности, как эмоциональный интеллект, манипулятивность, общительность, тревожность и стрессоустойчивость, имеют тесную связь со всеми компонентами отношения руководителей школ к своим подчиненным.

Факторы, способствующие стигматизации лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях

Методика изучения процессов стигматизации пострадавших в ЧС в настоящее время недостаточно разработана и основывается на результатах практических наблюдений отдельных специалистов и методических адаптациях. Рассматривая особенности внутренней и внешней стигматизации, которая травматична для пострадавших и приводит к утяжелению переживаний, негативному развитию когнитивной схемы В«Я-в-событииВ», ее динамики, авторы определяют их как неблагоприятные прогностические моменты в психотерапии исследуемой категории лиц. В статье предпринята попытка обзорной систематизации ряда социально-демографических и средовых факторов, которые должны быть известны специалисту, работающему с пострадавшим в ЧС, чтобы своевременно и точно диагностировать характер последствий психологической травмы, прогнозировать течение постстрессовых расстройств и планировать психокоррекционное воздействие. Выделены характеристики пострадавших в ЧС (инвалидизация и травматизация, возрастной, гендерный факторы, уровень образования), оказывающие существенное влияние на развитие стигматизации. Проанализированы ряд проблем, возникающих в ходе психотерапии стигматизированных пациентов, определены факторы, повышающие вероятность задержки с обращением за специализированной помощью или отказа от терапии.

Факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних правонарушителей, страдающих расстройствами шизофренического спектра

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление факторов риска агрессивного поведения у несовершеннолетних правонарушителей, страдающих расстройствами шизофренического спектра. Обследовано 72 подростка мужского пола в возрасте от 15 до 17 лет. Применялся комплекс методик исследования индивидуально-психологических особенностей, а также скрининговый инструмент оценки возможного психического неблагополучия (MAYSI-2). На основании полученных результатов делается вывод о том, что у подростков, совершивших общественно опасные деяния и страдающих расстройствами шизофренического спектра, отмечается высокий уровень проактивной и реактивной агрессивности. В силу специфических нарушений в коммуникативной сфере механизмы сдерживания агрессивных побуждений у них сформированы хуже. Среди клинико-психологических факторов риска агрессивного криминального поведения для них наиболее значимым является нарушение мышления, которое приводит к неправильной интерпретации социального контекста.

Индивидуально-типологические предикторы тяжести правонарушений

В статье проводится анализ взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с тяжестью правонарушений у психически здоровых лиц (65 человек). Описаны результаты сравнительного исследования групп обследуемых, совершивших агрессивно-насильственные и неагрессивные правонарушения, и лиц с нормосообразным поведением. Предложен метод исследования склонности к совершению деяний различной тяжести. Он включает количественную и качественную оценку индивидуально-типологических особенностей и их взаимодействия. Количественная оценка представляет собой выявление индивидуально-типологических особенностей, выраженность которых постепенно изменяется по мере нарастания тяжести деяния (ситуативная тревожность и чувствительность к опасности). Качественная оценка включает выявление комплексов индивидуально-типологических особенностей, сформированных на основе базовых свойств нервной системы и различающихся составом входящих в них свойств. В группе лиц, совершивших агрессивно-насильственные деяния, комплексы индивидуально-типологических особенностей представлены сочетанием активационных процессов и физической агрессии, в группе совершивших неагрессивные деяния – активационных процессов и коммуникативных аспектов деятельности.

История психологической оценки свидетельских показаний

В статье представлены различные взгляды на вопрос оценки качества свидетельских показаний. Необходимость подобного экскурса продиктована рядом возникающих вопросов в современной практике юридического психолога. Одной из недавних проблем, связанных с оценкой достоверности показаний, являются судебно-психологические экспертизы в России, проведенные с помощью не апробированных на отечественном материале методик и не подкрепленные надежными исследованиями. Статья описывает взгляды зарубежных и отечественных специалистов на проблему изучения достоверности свидетельских показаний. Несмотря на значительное количество работ в этой сфере, по-прежнему существуют разногласия и противоречия в исследованиях, касающихся оценки качества показаний. Именно поэтому ознакомление с историей вопроса необходимо для дальнейшего полноценного всестороннего его изучения, а также во избежание неправильного использования существующих результатов в современной практической деятельности психолога.

Сравнительный анализ ранних воспоминаний несовершеннолетних правонарушителей, совершивших преступления различной степени тяжести

В настоящее время проблемой ранних воспоминаний занимается все больше авторов (А. Адлер, Д. Мак Адамс, А. Кронник, А. Реан, В. Нуркова и др.). Актуальность изучения взаимосвязи ранних воспоминаний и преступного стиля жизни обусловливается необходимостью подтверждения или опровержения психологических концепций, изучающих это явление. В этой связи цель исследования – выделение специфических особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных. Базами исследования послужили ФКУ В«Можайская воспитательная колонияВ» УФСИН России по Московской области, ФКУ В«Уголовно-исполнительная инспекцияВ» УФСИН России по г. Москве, ГБОУ СПО В«Политехнический колледж в„– 2В». Всего в исследовании приняли участие 75 подростков в возрасте от 14 до 18 лет: 25 несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы; 25 несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции; 25 просоциальных подростков. В ходе исследования были выявлены специфические особенности ранних воспоминаний в каждой группе подростков, на основе чего было подтверждено, что существует влияние ранних воспоминаний на формирование преступного стиля жизни.

Новый номер журнала В«Аутизм и нарушения развитияВ» в„–3 (56), 2017

Новый номер журнала В«Аутизм и нарушения развитияВ» в„–3 (56), 2017]

Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза.

Раздел 2 коррекционного курса представляет задания на развитие и формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий: зрительного восприятия, двигательной сферы, пространственных представлений, речи. Предлагаются упражнения для обучения детей. чтению, в том числе глобальному, на развитие памяти, мыслительных процессов, на обучение счету и счетным операциям.

Медицинские аспекты сопровождения детей с расстройствами

В статье обобщен многолетний опыт медицинского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательного учреждения, в настоящее время — Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются особенности совместной с педагогами и психологами деятельности врача-психиатра, возможности и эффективность фармакотерапии у части детей. Уделено внимание проблеме комплаентности при фармакотерапии. Особый акцент делается на важности психотерапевтической поддержки семей, воспитывающих детей с аутизмом.

Оказание стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра

Потребности в лечении заболеваний полости рта, проблемы и особенности оказания стоматологической помощи детям с нарушениями развития, особенно с расстройствами аутистического спектра, как в России, так и за рубежом освещены крайне ограниченно. Условия общепринятого стоматологического обслужиВ¬вания для таких детей малоприемлемы, и необходима четкая научно обоснованная организация стомаВ¬тологической помощи для снижения количества заболеваний полости рта. Представлен краткий обзор результатов исследований стоматологического статуса детей с расстройствами аутистического спектра в зарубежных странах. Описаны особенности и алгоритм оказания стоматологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра, отработанный сотрудниками Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова. Перечислены медицинские учреждения, оказывающие в Москве стоматологическую помощь детям с расстройствами аутистического спектра.

Вариативность в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими диагноз аутизм, отягченный интеллектуальной недостаточностью

Речевые нарушения у детей с аутизмом вариативны и полиморфны, что предопределяет множественность коррекционных подходов в логопедической практике. В статье приведены методические приемы, применяемые при коррекции речевого недоразвития на этапе формирования фразовой речи у детей с аутизмом в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. Подчеркивается важность социального развития детей, перцептивности при формировании высших психических функций, в частности речи и мышления.

Особенности речи при расстройствах аутистического спектра

В представленном обзоре описываются особенности речевого развития и функционирования людей с расстройствами аутистического спектра на основании зарубежных и отечественных исследований в этой области. Рассматриваются характерные черты экспрессивной речи при аутизме, своеобразие комВ¬муникативного использования, а также восприятия речи в связи с особенностями восприятия сенсорВ¬ных стимулов.

Иллюзии инклюзии: типичные ошибки родителей детей с РАС Из опыта инклюзивной школы

Несмотря на очень большую мотивацию родителей отдавать детей с аутистическими нарушениями в инклюзивные образовательные организации, их неготовность к реальной инклюзии мешает конструктивному взаимодействию со школой. Между тем налаженное эффективное взаимодействие между шкоВ¬лой и родителями — один из основных факторов успешности инклюзивного обучения. Такое взаимодействие обеспечивает служба психолого-педагогического сопровождения школы. Многолетний опыт работы специалистов инклюзивной гимназии в„– 1540 позволил провести анализ ошибочных представВ¬лений родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра, об инклюзивном образоваВ¬нии. Описаны типичные ошибки родителей и подчеркивается необходимость грамотного планирования будущего ребенка, включая развитие эмоционального интеллекта.

Как я… покину отчий дом?

Один из самых важных шагов в жизни выросшего человека — уход из семьи, связанный с переменой места жительства из-за переезда в жилье с сопровождаемым проживанием или в связи с проживанием при образовательной организации. Опытный профессионал перечисляет важнейшие моменты, которые следует учесть людям с расстройствами аутистического спектра, готовым покинуть отчий дом.
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *