Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

Новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ» (в„– 2 2018 г.)

Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде

Отчеты консультативных служб университетов и данные эмпирических исследований фиксируют рост студенческой дезадаптации. Среди возможных факторов этого явления широко обсуждается перфеционизм. В настоящем исследовании в выборке 226 студентов российских вузов оценивались показатели перфекционизма, социальных сравнений, зависти и конкурентности. Студенты с выраженным перфекционизмом демонстрировали значимо более высокие показатели восходящих социальных сравнений по принципу контраста, зависти, гиперконкурентности и депрессии. Показатель зависти выступал статистически значимым медиатором связи между перфекционизмом и депрессией. Показатель В«ориентации на социальное сравнениеВ» также выступал фактором-медиатором этой связи, однако его вклад был существенно менее весомым. Полученные результаты обсуждаются в контексте современных моделей перфекционизма и прикладных задач.

Особенности совладания со стрессом у подростков с самоповреждающим и суцидальным поведением

Представлены результаты исследования особенностей стратегий совладания у подростков из группы риска по самоповреждающему и суицидальному поведению (N=174). Гипотеза заключалась в поиске различий профилей совладающего поведения в зависимости от типа актуального стресса. Были рассмотрены следующие типы стресса: развод родителей, смерть близких или родственников, конфликт с родителями, тяжелое соматическое заболевание, трудности в школе, неразделенная любовь, другое, отсутствие актуального стресса. Выявлены как общие, так и специфические для разных типов стресса стратегии совладания. К общим относится более частое использование стратегии В«избегание—бегствоВ». Обследуемая выборка отличалась скорее более высокими показателями по низкоуровневым стратегиям, чем снижением по высокоуровневым (таким как планирование или положительная переоценка). Обсуждены возможности использования результатов в профилактической работе.

Применение когнитивно-поведенческой психотерапии при лечении синдрома беспокойных ног

При синдроме беспокойных ног (СБН) основой лечения является комбинированная терапия, которая включает в себя медикаментозный и немедикаментозный подходы. Отмечена ограниченность медикаментозного подхода. Впервые систематизированы доказательные по эффективности, директивные немедикаментозные подходы, используемые при лечении СБН: телесно-психическое (body-mind) направление, поведенческая, когнитивно-поведенческая психотерапия В«второйВ» и В«третьейВ» волны, а также рационально-эмотивно-поведенческая терапия. Детально описана специфика протоколов когнитивно-поведенческой (второй и третьей волны) и рационально-эмотивно-поведенческой психотерапии синдрома беспокойных ног.

Обучение консультированию в формате котерапии

Консультирование в паре с котерапевтом набирает все больше сторонников при групповой и семейной психотерапии, а также при обучении начинающих терапевтов. Статья посвящена феноменам, принципам, эволюции отношений и этике работы в паре с котерапевтом. Рассмотрена позитивная и негативная специфика работы в симметричных и несимметричных по опыту консультирования парах. Объясняется значение таких терминов, как В«групповой субъект дискурсаВ» и В«эволюция отношений в котерапевтической пареВ». Исследовано влияние обучения в формате котерапии на личность и на профессионализм начинающих психотерапевтов. Согласно полученным результатам, обучение в паре помогает преодолеть тревожность, улучшает показатели социального интеллекта и приводит к лучшему пониманию партнера. Даны рекомендации по подбору котерапевта; выделены типы работы, в которых котерапия наиболее эффективна — семейное и групповое консультирование, а также обучение студентов-психотерапевтов.

Опыт обсуждения суицидальной тематики в амбулаторной группе поддержки людей,страдающих психическими заболеваниями

Представлен опыт обсуждения суицидальной тематики в группе поддержки людей, страдающих психическими заболеваниями. Проведен анализ влияния суицидальных проявлений на участников группы и ведущих, обсуждены основные подходы к работе с суицидальными проявлениями и ограничения, связанные с работой в группе и наличием психических заболеваний у участников. Выделены цели, встающие перед специалистами при актуализации суицидальной тематики в групповом формате: предотвращение совершения самоубийства и формирования синдрома эмоционального выгорания у ведущих. В соответствие с этим сформулированы задачи: повышение уровня компетентности ведущих в отношении работы с суицидальными проявлениями, уточнение выраженности суицидального поведения и степени риска, предотвращение В«нормализацииВ» суицидального поведения, выявление личной мотивации суицидального поведения, обнаружение взаимосвязи между силой суицидальных тенденций и состоянием психического здоровья, работа над повышением комплаентности.

Восстановление сознания сквозь призму психологии: психологическая работа с ребенком, перенесшим тяжелую травму головного мозга

Статья посвящена психологической работе с детьми после тяжелых повреждений головного мозга. Представлен метод клинического антропоцентризма, позволяющий не только проводить регулярный В«срезВ» возможностей и определять зоны ближайшего развития пациента на каждом этапе восстановления, но и находить ближайшие и выстраивать долгосрочные задачи психологической реабилитации. Проведен сравнительный анализ восстановления двух детей в сниженном сознании, проходящих реабилитацию с использованием разных методов: клинического антропоцентризма и при стандартном комплексном подходе (психологическое сопровождение семьи, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, фармакотерапия и пр.). Выводы: метод клинического антропоцентризма в работе с ребенком после тяжелого повреждения головного мозга повышает качество и интенсивность его сигналов коммуникации, расширяет возможности движения и поведения.

Нарратив как психотехническое средство в работе с личностной суверенностью подростка

Рассмотрены вопросы формирования личностной суверенности подростка в нарративном тренинге. Нарратив понимается как текст, знаковая система, первоначально разделенная между людьми и в последствии интериоризируемая. Обосновывается возможность использования нарратива как психотехнического средства в работе с личностной суверенностью подростка. Ее формирование связывается с освоением рефлексивного действия, направленного на смысловое упорядочивание подростком опыта (событий) своего успешного автономного поведения. Основным содержанием нарративного тренинга выступает конструирование нарратива (нарративной метафоры). Рассмотрены два аспекта нарративной метафоры: В«ландшафт действияВ» и В«ландшафт смыслаВ», помогающие подростку означить и придать смысл уникальным эпизодам собственной жизни, структурировать разрозненный опыт своего успешного независимого поведения.

Беременность как стадия личностного развития женщины

Беременность определяется как специфическая кризисная стадия развития личности женщины. В связи с этим рассмотрены особенности структурных элементов личности, специфика половой идентичности, объектных отношений, концепции Я. Отмечается целостность процесса личностного становления женщины во время беременности, связанная с процессами регресса, трансформации, интеграции и переструктурирования внутриличностных образований. Во время беременности происходит сгущение либидинальных и агрессивных тенденции Ид, обогащается структура Эго за счет расширения и принятия ребенка как Эго-идеала, снижается давление Супер-Эго. Происходит переструктурирование гендерной идентичности за счет слияния гендерного идеала и гендерного стереотипа.

Интервью с Н.Н. Толстых: В«Я отношусь к той линии, которая связана с БожовичВ»

Представлено интервью с доктором психологических наук, профессором Наталией Николаевной Толстых, заведующей кафедрой социальной психологии развития МГППУ.

Консультанты и психотерапевты за рубежом: обучение, квалификационные требования (на примере Великобритании и Нидерландов)

Предлагаемый материал дает представление о подготовке консультантов и психотерапевтов за рубежом, в частности, в Великобритании и Нидерландах, об их месте в системе оказания помощи, о требованиях к этим специалистам и содержании программ обучения. Дайджест основывается на текущей информации профессиональных сайтов Интернета.

Памяти Исаака Яковлевича Гуровича: репортаж о совместном заседании Московских отделений РОП и РПА

Представляем репортаж о совместном заседании московских отделений Российского общества психиатров (РОП) и Российской психотерапевтической ассоциации (РПА). В ходе заседания рассматривались следующие темы: реорганизация психиатрической службы в Италии и применение этого опыта в российской системе психиатрической помощи. Эти темы перекликаются с научными целями И.Я. Гуровича, памяти которого было посвящено заседание.

Предисловие главного редактора

Опубликован в„–2 журнала "Психология и Право" за 2018 год

Опубликован новый номер журнала "Психология и Право" (в„– 2, 2018)

Психологические особенности коррупционных преступников

В статье представлена первая часть исследования психологических особенностей лиц, совершивших преступления коррупционной направленности. В качестве контрольной группы выступали законопослушные государственные служащие. Теоретической основой исследования служила ценностно-нормативная теория личности преступника А.Р. Ратинова, поэтому основное внимание в нем уделялось анализу ценностной сферы коррупционеров. Анализировались и сопоставлялись системы ценностных ориентаций коррупционных преступников и законопослушных граждан, определены наиболее и наименее значимые ценности для обеих групп, некоторые индивидуальные особенности. Полученные результаты противоречат распространенным традиционным представлениям о коррупционерах как о меркантильных, корыстолюбивых людях, на первое место ставящих материальные ценности. Так, для коррупционных преступников самыми значимыми являются ценности: свобода, семья, любовь, дети, здоровье, образование, новые знания, расширение кругозора. Аналогичные ценностные предпочтения характерны и для законопослушных граждан. Наименее значимыми ценностями для коррупционеров выступают материальная обеспеченность, развлечения, общественное признание, переживание прекрасного, высокие запросы и власть.

Суицид — осознанный выбор смерти: философские и психологические аспекты проблемы

В статье дано определение суицида, рассмотрены принципы классификации суицидального поведения и его дефиниции. Приведен обзор теоретических представлений о суициде, описаны взгляды на самоубийство представителей философского и психологического научных направлений в историческом и современном контексте. Рассмотрены основные подходы к изучению суицидального поведения на основе современных представлений о самоубийстве как феномене. Показано, что исследование данной проблемы сопряжено со значительными трудностями из-за разнообразия форм и видов суицидального поведения и мультивариантности его побудительной мотивации, включающей в себя юридические, медико-генетические, биологические, теологические, социальные и психологические аспекты. Рациональный анализ самоубийства как общественного явления возможен только на основе комплексного междисциплинарного подхода к его изучению. Первостепенной задачей при этом должно являться исследование психологических особенностей субъекта как личности, его социализации, адаптации к принятым в обществе нормам поведения, навыков общения с микросоциальным окружением и способов преодоления кризисных ситуаций.

Возрастная динамика высших психических функций у сотрудников силовых структур

Статья посвящена исследованию возрастной динамики высших психических функций у сотрудников силовых структур. Гипотезой исследования стало предположение о том, что в структуре возрастных изменений высших психических функций у сотрудников силовых структур преобладает снижение концентрации внимания, зрительного и соматосенсорного гнозиса и зрительной памяти. Выборку исследования составили 68 военнослужащих в возрасте от 19 до 41 года (средний возраст группы — 27 В± 4,78). Методический комплекс включал методики, направленные на оценку функции гнозиса (Узнавание фигур Поппельрейтера, Пробы Хэда, Копирование рисунка с поворотом на 180п‚°, Перенос позы, Чувство Ферстера, Воспроизведение ритмов), внимания (Таблицы Шульте, Корректурная проба Бурдона) и памяти (Запоминание двухзначных чисел, Запоминание двух смысловых рядов, Тест В«5 фигурВ»). Выявлено, что вне зависимости от возраста во всей выборке преобладает функциональное неблагополучие базально-лобных, В«глубинныхВ» структур и височных отделов головного мозга. В структуре возрастных изменений преобладают снижение зрительно-пространственных функций, изменения зрительного и соматосенсорного гнозиса, а также зрительной памяти.

Психологическая диагностика в образовательных организациях МВД России

В статье рассматривается одно из направлений психологической практики — диагностика. Описываются специфические особенности реализации психодиагностики в образовательной среде. Изучается исторический контекст развития психодиагностики в образовании. Обосновывается актуальность исследования данного направления психологической работы, продиктованная необходимостью, с одной стороны, в оценке качества образовательных услуг, с другой — поиска и стимулирования внутриличностных ресурсов обучаемых, в связи с чем возникает потребность в проработке теоретико-методологических и концептуальных подходов к реализации психодиагностической деятельности в образовании. Конкретизируются содержательные и процедурные аспекты психодиагностической деятельности в образовательных организациях МВД России. Освещаются преимущества аппаратно-программного психодиагностического комплекса В«МультипсихометрВ», используемого психологами ОВД. Описывается программа психодиагностики личных и деловых качеств курсантов, рассчитанная на каждый год обучения. Проектируется личностный профиль будущего специалиста, комплексно отражающий результаты психологического сопровождения и диагностики за весь период обучения.

Метафора профессионального самоопределения: взаимосвязь индивидуально-личностных характеристик и выбора профессии

В статье приводятся данные исследования взаимосвязи профессионального самоопределения и особенностей индивидуально-личностных характеристик индивидов на примере выбора профессии психолога в разных возрастных группах: старшеклассников, психологов-студентов и практикующих специалистов. Рассматриваются особенности выбора метафор для описания категорий В«образ ЯВ» и В«Я-профессионалВ». Исследование было проведено на выборке 55 человек с использованием комплекса из трех методик. На основании полученных результатов делается вывод о том, что некоторые личностные характеристики могут опосредованно влиять на профессиональное самоопределение. К примеру, у альтруистичных людей заметна тенденция к выбору В«помогающихВ» профессий, тогда как испытуемым с высокими показателями по шкале В«Открытость новому опытуВ» больше подходит творчески ориентированная работа. Выдвигается предположение о том, что связь между использованием определенных когнитивных метафор и профессиональным выбором определяет некоторую включенность различных В«образов ЯВ» в процесс самоопределения, однако для выводов об интеграции личностного и профессионального самоопределения в когнитивных метафорах необходимы дальнейшие исследования.

К вопросу о предмете юридической психологии

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы юридической психологии, связанные с ее предметом. Исследуется проблема интеграции юридических и психологических знаний как основание предметной области исследования юридической психологии. Решение проблемы интеграции, по мнению автора, видится в осмыслении дифференциации и междисциплинарного синтеза знаний о человеке, побуждающих исследовать и раскрывать в массе специальных описаний тех или иных психических явлений, сложившихся в разных психологических дисциплинах, того специального, что может быть отнесено к открытиям юридической психологии. Делается вывод о том, что механизм интеграции юридических и психологических знаний заключается в поиске закономерностей между правовыми и психологическими явлениями. В этой связи предлагается под предметом юридической психологии понимать закономерности, возникающие между правовыми и психологическими явлениями, а также психологические механизмы образования новых явлений в сфере отношений, регулируемых правом.

Концепция исследования психологии группового правосознания осужденных

В статье представлена концепция исследования психологии группового правосознания осужденных, разработанная на основе интеграции частнонаучной теории правосознания с современными социально-психологическими подходами к изучению психологии больших социальных групп. Обращение к методологии социального представления позволяет выявить и описать специфику содержания социальных представлений, являющихся структурными составляющими психологии группового правосознания осужденных, а также проанализировать выполняемые ими ключевые функции. Применение субъектного подхода и теории деформации социальных отношений делает возможным изучение закономерностей образования и деформации психологии группового правосознания осужденных. Сделан вывод о том, что интеграция указанных подходов дает возможность изучать психологию группового правосознания осужденных как сложный социально-психологический феномен, состоящий из совокупности вырабатываемых и разделяемых общностью ментальных репрезентаций в правовой сфере, а также выявлять закономерности образования и деформации его содержания.

Социально-психологическая адаптация личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, с различным отношением к криминальной субкультуре

В статье рассматривается проблема распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их приверженность нормам, законам криминальной среды, а также личностные особенности, этому способствующие. Ключевое внимание уделено исследованию социально-психологической адаптации несовершеннолетних в местах лишения свободы. Предполагается наличие связи между приверженностью нормам криминальной субкультуры и личностными особенностями несовершеннолетних, уровнем их социально-психологической адаптации. В пилотажном исследовании приняли участие 23 несовершеннолетних юноши в возрасте от 15 до 18 лет, русские, совершившие различные преступления. В работе использовались обзорно-аналитический, психодиагностический методы, методы математико-статистической обработки. В результате определены три типа несовершеннолетних по степени их приверженности нормам криминальной субкультуры, изучены особенности социально-психологической адаптации и связанные с этим черты личности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также установлены корреляционные связи между интегральными показателями социально-психологической адаптации. Полученные результаты могут способствовать разработке и внедрению психопрофилактической и психокоррекционной программ, направленных на нивелирование негативного влияния норм криминальной субкультуры среди несовершеннолетних в условиях изоляции.

Правовые аспекты участия специалиста-психолога в исполнительном производстве, связанном с воспитанием детей (Часть I)

В статье представлен анализ научных источников, нормативно-правовых актов, инструктивных писем ФССП России, приводятся позиции судей и практика по исполнению исполнительных документов, связанных с воспитанием детей. К участию в данной категории исполнительных производств привлекается психолог, который имеет правовой статус специалиста. На основании проведенного анализа обнаружены проблемы, связанные с несовершенством отдельных правовых норм и недостаточно продуманной юридической конструкцией статуса специалиста в исполнительном производстве. Авторы вносят предложения по расширению перечня прав и ужесточению ответственности специалиста в исполнительном процессе, а также предложение о необходимости предоставления специалисту-психологу права на ознакомление с заключением судебно-психологической или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Основываясь на позиции судей, отсутствии запрета на проведение специального исследования в отношении специалиста в исполнительном процессе, а также поставленной перед психологом задаче проводить оценку психологического состояния ребенка, авторы приходят к выводу о том, что специалист-психолог вправе проводить психодиагностическое обследование с использование научных методов и методик. Предложенные меры совершенствования правовых норм направлены на обеспечение возможности полного и правильного исполнения судебных решений по спорам о воспитании ребенка.

Агрессивность учащихся средних и старших классов и предпочитаемые ими стили поведения в конфликтной ситуации, гендерный аспект

В работе приводятся результаты исследования склонности учащихся государственного бюджетного образовательного учреждения к проявлениям разных форм агрессии и предпочитаемые ими стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Исследование проводилось на базе одного из государственных бюджетных учреждений г. Москвы и включало в себя данные от 462 детей в возрасте от 11 до 17 лет. Определено, что в динамике от средних к старшим классам у девочек возрастает склонность к проявлению косвенной агрессии, обиды и вербальной агрессии; у мальчиков нарастает склонность к физической, косвенной и вербальной агрессии и проявлению обиды. Выраженность этих форм проявления агрессии находится на уровне выше среднего. У учащихся и старших, и средних классов стратегия соперничества не является предпочитаемым выбором поведения в конфликтах, а чаще используются: компромисс и избегание — в старших классах, приспособление и избегание — в средних классах. Таким образом, конфликтная напряженность в образовательных учреждениях не ассоциирована с уровнем агрессивности учащихся средних и старших классов. Очевидно, что действуют иные механизмы, которые остаются пока недостаточно изученными.

Проблема использования психологических познаний при решении семейных споров о детях в гражданском судопроизводстве

Статья посвящена анализу проблем, возникающих при использовании специальных психологических познаний в гражданском судопроизводстве при рассмотрении семейных споров о детях при разводе. На материале гражданских дел, а также рецензий на психологические заключения, составленных по запросу адвокатов, было показано, что значительная часть психологических заключений выполнена на низком профессиональном уровне, не отвечает необходимым требованиям, вследствие чего не может быть использована в качестве оснований для принятия судебных решений по семейным спорам о детях в гражданском процессе. В статье выделены группы типичных ошибок, совершаемых психологами при выполнении обследования несовершеннолетних в ситуации развода в семье и подготовке заключения. Подробно освещены организационно-правовые, методологические, структурные и этико-деонтологические ошибки. Намечены шаги по изменению сложившейся практики использования психологических познаний в гражданских делах по защите интересов ребенка при разводе.

Способность несовершеннолетних правонарушителей к принятию решений в рамках оценки уголовно-процессуальной дееспособности

В статье представлены различные подходы к вопросу определения способности несовершеннолетних к принятию решений. Актуальность исследования данной проблематики обусловлена сложностью оценки уголовно-процессуальной дееспособности несовершеннолетних обвиняемых. В статье описаны взгляды зарубежных и отечественных исследователей на вопрос о способности принятия решений и ее связи с личностными особенностями, представлены различные классификации стилей принятия решений. Рассматриваются нейропсихологические аспекты способности к принятию решений и ее формирования на разных возрастных этапах. Несмотря на большое количество работ в данной сфере, интегративный подход к исследованию способности к принятию решений несовершеннолетними правонарушителями, охватывающий как когнитивные, так и личностные аспекты, в настоящее время в литературе не представлен. Всестороннее ознакомление с теоретическими подходами к исследованию вопроса необходимо для дальнейшего формирования целостного концептуального подхода к изучению проблемы способности принятия решений несовершеннолетними правонарушителями.

Психологические компоненты принятия решений у психически больных лиц

Статья посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей принятия решений у лиц с психической патологией. Исследованы 99 лиц мужского пола (средний возраст = 34,1В±10,6 года) со следующими психиатрическими диагнозами: органические психические расстройства (F07) (ОПР), шизофрения и шизотипическое расстройство (F20, F21), расстройства личности и поведения (F60, F61). Методический комплекс включал: тесты В«Словесно-цветовая интерференцияВ» Дж. Струпа и В«Сравнение похожих рисунковВ» Дж. Кагана, опросники В«Стиль саморегуляции поведенияВ» В.И. Моросановой и Новый опросник толерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, полупроективные методики В«Выявление осознанности мотивовВ» А.В. Ермолина и Б.П. Ильина и В«Ситуационный анализВ» (Булыгина В.Г., 2017). Выявлено, что наибольшей нозоспецифичностью обладают параметры В«толерантность к неопределенностиВ», В«оценка условийВ», В«когнитивная ригидностьВ», В«влеченияВ» и В«оценка результатовВ». В рамках ситуативного анализа было установлено влияние количества доступной информации, уровня ее неопределенности и эмоциональной насыщенности на адекватность интерпретации ситуации, количество и адекватность выдвигаемых альтернатив, социальную приемлемость ответов.

Тенденции развития инклюзивного образования в России и за рубежом — новый номер журнала В«Современная зарубежная психологияВ»

Новый выпуск журнала В«Современная зарубежная психологияВ»

Проблема перевода английских психологических терминов на русский язык

Психологическая терминологическая система русского языка активно развивается, постоянно обогащаясь новыми лексическими единицами, в том числе и благодаря заимствованию из других языков. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема точного перевода терминов, репрезентирующих новые научные понятия. Однако переводческий аспект взаимодействия английской и русской психологических терминологических систем не получил должного освещения в научной литературе. Данная статья посвящена изучению применяемых в современной психологической литературе способов перевода лексических единиц с терминологическим значением. Задача работы заключается в том, чтобы на примерах из психологических текстов выявить трудности, связанные с переводом англоязычных терминов на русский язык, и предложить эффективные стратегии их преодоления

Нивелирование стигматизации в дошкольной группе

Проанализированы современные исследования по проблеме стигматизации. Базовым механизмом стигматизации является деление на В«СвоихВ» и В«ЧужихВ» на основе когнитивных, эмоциональных и поведенческих предпосылок возникающих уже в дошкольном возрасте. В статье представлены результаты эффективности психологической программы нивелирования стигматизации в дошкольной группе. Работа педагога-психолога и воспитателя дошкольного образования, направленная на социализацию агрессивности и конфликтности, через развитие нравственных качеств личности дошкольника способствует нивелированию проблемы стигматизации

Ключевая категория анализа отношений в инклюзивных классах

Статья посвящена анализу теоретических моделей с целью обоснования методологии эмпирического исследования отношений в инклюзивных классах. Рассматривается предложенная исследователями из Нидерландов модель социального участия, полученная в результате анализа ряда научных публикаций. Приводится обзор зарубежных эмпирических исследований, систематизированных в соответствии с моделью социального участия. Данная модель сопоставляется со структурой социальной ситуации развития, предложенной О.А. Карабановой. По мнению авторов, понятие и структура социальной ситуации развития позволяет наиболее полно проанализировать проблематику отношений в инклюзивных классах, дать оценку психолого-педагогическим условиям и описать развивающие эффекты инклюзивного процесса в образовании

Самоактивация как личностный ресурс студентов в инклюзивной образовательной среде вуза

На основании анализа зарубежных исследований показано, что в сфере высшего образования, которая считается одной из самых перспективных в продвижении идей инклюзии, важное значение придается личностным ресурсам обучающихся: самоконтролю, самоуважению, самоэффективности, самостоятельности, самоуправлению, самопознанию, самоподдержке, саморегуляции, а также самоактивации, характеризующей внутреннюю произвольную активность субъекта. Именно данные личностные ресурсы опосредуют субъективное оценивание студентами внешней ситуации (отсутствие барьеров, наличие разных видов поддержки), ослабляют негативное воздействие инвалидности, сохраняют психологическое равновесие и мотивируют на преодоление трудностей. Исследование, проведенное на российской выборке, подтвердило наблюдения зарубежных коллег, что совместное обучение эффективно для самих студентов с инвалидностью и является мотивирующим фактором для здоровых сверстников. Полученные данные согласуются с результатами исследований других стран и культур

Теория и практика инклюзивного дошкольного образования: актуальное состояние и тенденции развития

Представлен аналитический обзор современных тенденций развития инклюзивного образования в странах Европы, в США и других странах. Раскрыты принципиально значимые условия реализации теоретических оснований инклюзии в практику дошкольных образовательных организаций. Рассмотрены стратегии, которые могут способствовать повышению качества и эффективности инклюзии в системе дошкольного образования

Обзор психологических исследований по проблеме организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах

В статье представлен обзор современных зарубежных публикаций по проблеме организации социальных взаимодействий детей в инклюзивных классах. Анализируются работы периода 2008–2017 гг. Показано, что при организации социальных взаимодействий учащихся в инклюзивных классах исследователи предпочитают работу в малых группах, в которых присутствуют как учащиеся с особыми образовательными потребностями, так и их нормативно развивающиеся одноклассники. Однако исследователи, как правило, игнорируют иные факторы, потенциально значимые для качества обсуждаемых взаимодействий. Взаимодействия учащихся чаще всего не равноправные и не организуются исследователями так, чтобы можно было в полной мере выявить роль каждого учащегося

Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра

В статье представлено современное понимание нарушений интеллекта как диагностической категории. Приводится структура описания, рекомендуемая для использования специалистами в США. Обсуждается необходимость исследования интеллекта у людей с расстройствами аутистического спектра и его место в диагностическом маршруте

Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения

В статье анализируются: понятие инклюзивной культуры и методология ее определения и формирования, попытки применения этой методологии в различных странах (США, Великобритания, Испания, Новая Зеландия, Австралия). В международной практике инклюзия в образовании строится на основе формирования инклюзивной культуры образовательной организации, лежащей в основе инклюзивной политики и практики. Инклюзивная культура в рамках организационного подхода определяется как совокупность разделяемых ценностей, способствующих созданию в организации инклюзивного сообщества. При этом ключевое значение имеет изменение разделяемых ценностей (в направлении принятия разнообразия обучающихся и их образовательных потребностей) на уровне базовых допущений членов образовательной организации, а не на уровне простой декларации ценностей. На характер инклюзивной политики и практики влияет лежащее в основе инклюзивных ценностей понимание социальной справедливости и равенства. В современном дискурсе инклюзии это понимание опирается главным образом на социально-конструктивистский подход, что обусловливает предпочтения в понимании социальной справедливости и равенства в возможностях получения образования и связанные с этими предпочтениями риски. В заключение указывается на необходимость баланса задач образования и инклюзии с целью минимизации рисков, связанных с различными вариантами достижения равенства в доступности образования

Проблема интеграции/инклюзии в психолого-педагогических исследованиях ученых Германии

Представлены результаты компаративистского анализа процесса становления и развития психологии и педагогики интеграции/инклюзии на примере Германии в течение последних сорока лет. Выявлены четыре периода в развитии инклюзивного дискурса в психолого-педагогических исследованиях, показана динамика понятийно-категориаль-ного аппарата, доказана плюралистичность исследований инклюзивного плана на примере четырех психолого-педагогических концепций (образовательно-деятельностной, социально-экологической,интеракционистской и антрополого-этической), охарактеризо-ван переход от политизации инклюзивного дискурса к поиску научно обоснованных и ответственных решений в реализации инклюзивного принципа в образовании

Развитие инклюзивных практик в зарубежных и отечественных школах в 90-е годы ХХ в.

Начало становления инклюзивной практики в зарубежных странах пришлось на 80-90-е годы прошлого столетия; этому старту в немалой мере содействовало принятие международных актов о защите образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт инклюзии последних десятилетий XX и начала XXI вв. был развит научными школами в сфере образования. Авторы рассматривали разные аспекты проблемы становления инклюзивного образования: компетентностную подготовку педагогов к работе с разными детьми (Т. Брендон, Д. Чарлтон, Дж.-Р. Ким и др.); сущность педагогической рефлексии при обучении особенных детей (Дж. Ричард); отношение к детям с особыми потребностями со стороны их здоровых сверстников (Р. Бонд, Э. Кастагнер); влияние инклюзии на здоровых детей (Б. Павлович). В России активное развитие инклюзивных практик начинается с принятием ФЗ В«Об образовании в РФВ» в„–273-фз от 29.12. 2012 г., когда новая модель образования лиц с ОВЗ приобрела правовой статус. Однако внедрение инклюзивного образования в школах России сопряжено с множеством сложностей, для разрешения которых необходим не только анализ истории становления инклюзивных практик, но и ретроспективный взгляд на зарождение и развитие процесса инклюзии в мире в 90-е годы ХХ в. В статье рассмотрены новые явления в системе российского образования в сопоставлении с мировыми тенденциями последних десятилетий прошлого столетия. В этот время в России появляются классы педагогической поддержки, в которых есть дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК); начинает развиваться служба школьного психолога; в содержание нового направления воспитания, обозначенного как толерантное, включена система мероприятий по формированию у школьников понимания особенностей лиц, имеющих те или иные нарушения развития. Мы полагаем, что проведение параллелей между собственным прошлым и настоящим, анализ зарубежных инклюзивных практик могут помочь в преодолении преград на пути развития инклюзивного образования в России

Введение

Инклюзивный подход как новая парадигма высшего образования в России: реалии и траектории развития

В статье рассматриваются актуальные вопросы обеспечения доступности и качества высшего образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сформулированные теоретико-методологические основания и выявленные предпосылки развития высшего инклюзивного образования отражают современное состояние данной проблемы в России. В исследовании приняли участие десять вузов Северо-Кавказского федерального округа, в которых обучается более 70% от общей численности лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе, получающих высшее образование. Результаты совместной работы, оказывающие влияние на социальную ситуацию в регионе в области инклюзивного образования и социального включения лиц с инвалидностью и ОВЗ, нашли отражение в высоких количественных показателях охвата целевой аудитории, популяризации данного направления развития образования в средствах массовой информации, сформированности партнерских связей участников проекта, основанных на продуктивном использовании ресурсов друг друга. Выявленные проблемы и возможности сети вузов-партнеров позволили очертить основные траектории развития высшего инклюзивного образования и конкретизировать их с точки зрения значимости и выполнимости.

Концепция инклюзивного лифтав отечественном образовании

В статье описывается модель инклюзивного лифта в парадигме вертикальной социальной мобильности, предполагающая продвижение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по траектории: семья — дошкольное учреждение — средняя школа — колледж — вуз — организация/предприятие. Основу такого продвижения составляет технология сопровождения. Основная проблема неэффективности инклюзивного лифта сегодня — отсутствие механизмов перехода субъекта с одного уровня на другой. В целях разработки эффективной модели рассматривается существующий опыт, приводятся результаты экспертного опроса (n = 20), проведенного на территории Новосибирска. Анализируются проблемы, возникающие при мобильности, и возможности успешного внедрения. Выдвигается идея программы сопровождения инклюзивного лифта на базе Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов в вузе.

Культура инклюзии как стратегический ориентирв построении общества равных возможностей

Традиционно высшие учебные заведения выступают культурными центрами социума, источником и транслятором новых идей и ценностей, влияющих на систему отношений в обществе. В статье рассматривается ряд концептуальных позиций, смещающих акценты от понятия В«инклюзивная культураВ» к понятию В«культура инклюзииВ». Сложившееся в науке понятие инклюзивной культуры рассматривается с позиции идеального результата, в виде безопасного и толерантного сообщества, продуцирующего общие ценности и идеологию равенства. При этом инклюзия — сложный много компонентный и полисубъектный процесс, требующий особых подходов, отношения, средств и форм. Предложена авторская позиция обоснования необходимости культивирования установок, принципов, традиций, этики и эстетики самого процесса инклюзии. Подчеркивается, что опыт разработки и реализации мониторинга образовательных организаций высшего образования обусловил выделение именно культуры инклюзии как стратегической линии деятельности ресурсных учебно-методических центров в направлении построения общества равных возможностей.

Педагогическое содействие в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения по программам высшего образования

В статье рассмотрены методы педагогического содействия в формировании способности к самообразованию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), являющейся необходимым компонентом успешности их инклюзивного обучения по программам высшего образования. Значение такого педагогического содействия возрастает в связи с необходимостью учета трудностей, связанных с индивидуальными образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья обучающихся. Основу этой деятельности в представленной концепции представляет обучение по адаптированным образовательным программам высшего образования и включением в их содержание специальных адаптационных модулей, направленных на формирование мотивов, осознание профессиональных и жизненных задач, выстраивание моделей вероятных индивидуальных образовательных траекторий, освоение устойчивых навыков научной организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий ассистивного назначения и дистанционных образовательных технологий. С помощью представленной технологии педагогического содействия обучаемые лица с инвалидностью и ОВЗ приобретают способность к самообразованию и саморазвитию, что закладывает основу независимой, активной и творческой жизни, и способствует осуществлению профессиональной деятельности в динамично меняющихся реалиях мира знаний и характера профессий.

Формирование профессиональной траектории студентов с инвалидностью в вузе

В статье представлен опыт создания и реализации модели формирования профессиональной траектории студентов с инвалидностью в вузе. Условиями разработки данной модели являются содержательные идеи о концептуальной основе профессиональной траектории и формировании мотивации. Структура профессиональной траектории определена как система компонентов, которая позволяет организовать деятельность по принятию решения личностью о своей профессиональной траектории. Описаны механизмы сопровождения процесса формирования профессиональной мотивации у студентов с инвалидностью по своему профессиональному самоопределению. Представлены условия реализации деятельности по внедрению модели в практику вуза.

Развитие инклюзивного высшего образования в Крымском регионе: этапы и перспективы

В статье раскрываются пять этапов развития высшего инклюзивного образования в Крымском регионе: мониторинговый, организационный, деятельностный, координационный и реновационный. В каждом этапе становления системы обучения и сопровождения студентов с инвалидностью определены ключевые направления работы, технологии и содержание. Авторами выделены перспективные векторы дальнейшего развития инклюзивного образования в университетах: создание целостной системы непрерывного образования детей и молодежи с инвалидностью в образовательных учреждениях; проведение мероприятий по развитию социальной активности студентов с инвалидностью; развитие академической мобильности обучающихся с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата из разных регионов Российской Федерации с учетом рекреационного потенциала Крыма. Представленный многолетний опыт ведущих ученых и специалистов позволяет транслировать имеющиеся научно-методические разработки в другие регионы Российской Федерации и зарубежья.

Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации

Выделены основные направления работы по обеспечению доступности качественного высшего образования для лиц с инвалидностью. Раскрыты специальные образовательные условия, необходимые для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, предполагающие в том числе: разработку и реализацию программ профессиональной ориентации, адаптированных образовательных программ, программ социально-психологического сопровождения студентов, программ содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения. Утверждается, что механизмы адаптации образовательных программ предполагают не только формирование единых требований к приспособлению образовательного процесса к обучению лиц с инвалидностью с учетом особенности нозологии, но и разработку единых подходов и требований к обеспечению специальных условий для организации обучения лиц с инвалидностью. Подчеркивается необходимость комплекса условий: физическая (архитектурная), информационная, учебно-методическая доступность услуг для студентов различных нозологических групп, наличие у персонала образовательной организации специальных компетенций по работе с лицами с инвалидностью различных нозологических групп. Особое внимание уделяется актуальности разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования. Раскрыты механизмы реализации этого масштабного проекта за счет создания сети ресурсных учебно-методических центров в регионах.

Специфика взаимодействия Ресурсного учебно-методического центра Череповецкого государственного университета с субъектами инклюзивного образования на территории Северо-Западного федерального округа

В статье анализируется опыт функционирования Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданного на базе Череповецкого государственного университета. Мониторинговые данные по оценке доступности и качества высшего образования для инвалидов сопоставлены с преимуществами, рисками и ограничениями закрепленной за РУМЦ территории Северо-Западного федерального округа. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика функционирования РУМЦ, задачи масштабирования практики инклюзивного высшего образования на территории СЗФО. В качестве механизма решения имеющихся проблем профориентации, образования и трудоустройства инвалидов определено взаимодействие РУМЦ с субъектами инклюзивного образования в регионе. В качестве основных выводов определена необходимость консолидации усилий РУМЦ и вузов-партнеров на уровне муниципалитетов и субъектов СЗФО с региональными общественными организациями, органами исполнительной и законодательной власти региона, региональными и городскими учреждениями здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, профильными советами и объединениями для поддержки и сопровождения профориентации, образования, трудоустройства молодых инвалидов.

Сетевой подход к проектированию инклюзивной образовательной среды

В статье рассматриваются проблемы проектирования инклюзивной образовательной среды в целях содействия развитию доступности профессионального высшего образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Авторами осуществляется анализ теоретико-методологических подходов к построению инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях высшего образования. Актуализируются проблемы инклюзивного высшего образования. В статье определяется эвристический потенциал сетевого подхода для проектирования инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях высшего образования, приводятся примеры прямых и обратных сетевых эффектов, возникающих при использовании сетевого подхода в процессе проектирования инклюзивной образовательной среды. Авторы указывают на то, что ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов опираются на сетевые принципы в своей практической деятельности, расширяя партнерскую сеть и обеспечивая востребованный контент ее акторам.

Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования

Статья посвящена обсуждению проблемы формирования инклюзивной культуры вуза. Инклюзивная культура вуза определяется как организационная культура, содействующая как успешной реализации целей высшего образования, так и созданию в вузе инклюзивной среды — включающего сообщества, в котором базовые допущения его участников содействуют воплощению ценностей инклюзии (принятию разнообразия и обеспечению участия). В статье показано, что для формирования базовых допущений, соответствующих ценностям инклюзии, необходимо создавать и поддерживать условия для продуктивного творческого взаимодействия участников вузовского сообщества (в том числе имеющих разные возможности здоровья) и формирования их активного отношения к своим потребностям в процессе получения образования. В достижении этих целей важное значение имеет заинтересованность в творческом вкладе каждого в процессе взаимодействия, чему может способствовать, в частности, организация совместной проектной работы в разнородных группах. Ориентация вуза на формирование инклюзивных ценностей и создание включающего сообщества в вузе на основе поощрения совместной проектной деятельности в смешанных группах и активной позиции студентов в определении своих образовательных потребностей (в том числе особых образовательных нужд) составляют условия соединения целей образования и целей инклюзии как составляющих инклюзивной культуры вуза.

Новый выпуск журнала В«Психологическая наука и образованиеВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Психологичская наука и образованиеВ» (в„– 2 2018 г.)
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *