Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

Общая характеристика лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности

Статья посвящена описанию наиболее общих уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и социально-демографических характеристик лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Авторами предпринята попытка ответить на вопрос, что представляют собой осужденные данной категории и каков спектр преступлений, совершенных ими. В работе представлены результаты исследования 700 осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности проведенного в исправительных учреждениях в течение 2015–2017 г.г. В процессе исследования изучались материалы судебных решений, проводились беседы, анкетный опрос и психологическое тестирование осужденных. На первом этапе определялись только уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и социально-демографические характеристики лиц, осужденных за преступления экстремистской и террористической направленности. Следует признать, что эта категория осужденных является чрезвычайно сложным контингентом для каких-либо коррекционных воздействий со стороны психологов и воспитателей исправительных учреждений, из-за психологической сопротивляемости, связанной с религиозным воспитанием и концепцией религиозного экстремизма, усвоенной в процессе террористической деятельности.

Исследование психологических особенностей личности и поведения серийных сексуальных убийц различных типов

Статья посвящена исследованию психологических особенностей личности и поведения отечественных серийных сексуальных убийц. Подчеркивается значимость исследуемой проблемы для юридической психологии и правоохранительной практики. Представлены методологические и методические основы исследования. Описываются исследовательские задачи и гипотезы, эмпирический материал. Обсуждаются основные результаты исследования: выделен комплекс факторов, детерминирующих криминальную агрессию; определены категории В«чистыхВ» и В«смешанныхВ» типов серийных сексуальных убийц; установлен характер влияния данных факторов на формирование мотивации и механизмов реализации криминальной агрессии у различных типов серийных сексуальных убийц, показано различие последних по признакам криминального и докриминального поведения, особенностям личности; выявлены признаки-маркеры, типологически дифференцирующие серийных сексуальных убийц. Отмечены методические разработки, созданные на основе результатов исследования для решения задач правоохранительной деятельности.

Факторы риска формирования суицидального поведения у детей и подростков (по результатам анализа региональных посмертных судебных экспертиз)

На основании разработанной специальной статистической карты, включающей более 50 показателей, были проанализированы 179 заключений посмертных комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, проведенных в различных регионах России. Выделены типичные психологические и психопатологические факторы в генезе суицидального поведения детей и подростков. Описаны основные выявленные у несовершеннолетних психические расстройства, среди которых обращает на себя внимание высокий процент психогенных состояний. Особое внимание уделено суицидальным высказываниям и попыткам, аддиктивному поведению в пресуицидальный период, средствам коммуникации подростков (социальные сети). Отмечена крайне низкая частота обращений за специализированной помощью к профильным специалистам (психиатр, психолог), что свидетельствует о повышенной необходимости психообразовательных мероприятий среди широких групп населения. Намечены перспективы междисциплинарных исследований, которые могут позволить выявить более дифференцированные характеристики суицидального поведения у несовершеннолетних.

Отрицание гендерного насилия: введение в проблему

Предметом рассмотрения в настоящей статье является отрицание гендерного насилия. Обсуждается вопрос о формулировке определения этого понятия, предлагается гипотетическая схема возможных проявлений отрицания гендерного насилия. В основу этой схемы легло предположение о том, что отрицание не всегда одновременно затрагивает и насильственные, и гендерные аспекты ситуации. В зависимости от того, насколько объемлющим является отрицание, дифференцированы частичный и полный варианты обсуждаемого феномена. Ставится вопрос о практической необходимости учета не только осмысленного толкования гендерного насилия, но и непосредственных эмоциональных реакций на столкновение с этим явлением. Выдвинуты предположения относительно возможных психологических механизмов отрицания гендерного насилия, обозначены перспективы дальнейших эмпирических исследований в обозначенной области. Указывается, в частности, на необходимость дальнейшего изучения отрицания гендерного насилия у людей, непосредственно вовлеченных в происходящее и наблюдающих насилие со стороны.

Принудительное семейное отчуждение: новые данные и новые мнения относительно отчуждения от родителей. Часть I.

В статье публикуются результаты виртуального опроса детей разведенных родителей, проведенного автором статьи в Бразилии с целью изучения отчуждения детей от родителей. Отправной точкой исследования стали работы Ричарда Гарднера по синдрому родительского отчуждения, а также Эми Бейкера и Дугласа Дарналла. Автором был составлен опросник, предназначенный для детей разведенных родителей, опубликованный на юридических сайтах, в социальных сетях и в бразильских блогах. Опросник включает количественные и качественные данные, полученные от активных и пассивных субъектов данной практики (дедушки и бабушки, братья и сестры, отчимы и мачехи, ставшие инициаторами и жертвами отчуждения), он определяет объем стратегических и практических мер (малозначительные, средние и серьезные действия, причиняющие или не причиняющие психологический ущерб детям и подросткам) и сценарии, при которых отчуждение от родителей может предполагаться. В статье проанализированы наиболее важные психологические концепции; обобщены данные, полученные исследователем в результате применения опросника; предложен новый подход к феномену отчуждения посредством его характеристики как В«принудительного семейного отчужденияВ».

Правовая психология в системе действия права

Существование правовой психологии делает актуальной проблему соотношения духа права и буквы закона. Автор статьи использует духовно-нравственный подход, при помощи которого преодолеваются формализм и недостатки материалистического видения права. Когда утверждают, что право способно регулировать лишь то, что поддается контролю извне, допускают существенную ошибку, ведь регулирующее воздействие права объективно и не зависит от того, замечаем мы его последствия или нет. Правовая психология В«работаетВ» во внутреннем мире индивида, невзирая на возможности внешней фиксации данного процесса. В правотворчестве субъекты выражают правовую психологию общества и в том числе себя самих. Весь арсенал юридической техники сформирован так, чтобы облегчить психологическое восприятие адресатами актов права. Потребность в толковании норм права и факт существования судейского усмотрения также делают правовую психологию востребованной. Правоотношение – не просто внешние физические действия – вступая в правоотношения, субъекты передают друг другу свое психологическое содержание. Все источники права отражают национальную психологию определенного народа. Применение института юридической ответственности сплошь пронизано психологическими аспектами.

Юридические и методологические основы психологической экспертизы информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения

В статье представлены методологические основы проведения психологической экспертизы информационных материалов на предмет наличия пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. На основании анализа правовых положений определено ее юридическое значение, описаны конкретные задачи, разрешение которых требует специальных знаний, и основные экспертные понятия. Отмечены необходимость участия психолога в экспертизах по данной категории дел и преимущества психологического понимания объекта экспертизы — текста как замкнутой системы иерархической содержательно-смысловой структуры ее элементов и продукта коммуникативной деятельности человека. Конкретный предмет СПЭ по рассматриваемой категории дел определен как отраженные и зафиксированные в тексте фактические данные о намерении автора сформировать среди несовершеннолетних позитивное восприятие нетрадиционных сексуальных отношений, представление об их социальной равноценности с традиционными отношениями, готовность принять соответствующее полоролевое поведение. С опорой на проведенный анализ сформулированы и обоснованы вопросы экспертам. Показана необходимость соответствия экспертного анализа общим принципам решения диагностических задач при наличии в нем некоторых специфических аспектов. Отмечено, что СПЭ по рассматриваемой категории дел позволяет учитывать социально-психологический и социокультурный контекст коммуникации, определить намерения автора и соответствует основным положениям теории судебной экспертизы.

Направления работы по коррекции содержания психологии группового правосознания осужденных

В статье вопросы коррекции содержания психологии группового правосознания осужденных рассматриваются в контексте деятельности по совершенствованию мер психолого-педагогического воздействия на лиц, находящихся в местах лишения свободы. На основе анализа материалов проведенных автором исследований делается вывод о том, что в процессе отбывания наказания в групповом правосознании осужденных конструируются правовые представления о несправедливости официальной правовой системы. В этих условиях значительная роль в регуляции поведения начинает принадлежать нормам поведения, принятым в тюремном сообществе, что способствует криминализации и В«тюремнизацииВ» сознания осужденных. Обосновывается необходимость осуществления деятельности по минимизации асоциального влияния тюремной субкультуры, как на лиц, находящихся в местах лишения свободы, так и на сотрудников уголовно-исполнительной системы. Делается вывод о необходимости дифференцированного подхода к проведению психокоррекционной работы по изменению правовых представлений осужденных. Для лиц, впервые находящихся в местах лишения свободы, предлагаются программы по групповой работе и правовому просвещению. С неоднократно судимыми осужденными, преимущественно с теми, кто разочаровался в своем образе жизни и намерен его изменить, воспользовавшись преимуществами, которые дает правопослушное поведение, рекомендуется индивидуальная коррекционная работа.

Направления и формы развития правовой культуры педагогических работников

В статье обосновывается актуальность развития правовой культуры педагогических работников как уровня развития индивидуального правового сознания. Обсуждаются различные подходы к формулировке понятия В«правовая культураВ» как части общей культуры общества. Раскрываются понятия В«правовая (юридическая) грамотность и В«правовая компетентностьВ» как основания для формирования и развития правовой культуры педагогических работников. Подчеркивается значение развития правовой культуры педагогов для формирования правовой грамотности и правовой культуры обучающихся. Дается представление о структуре правовой культуры педагогических работников, основанной на знании и умении осознанно применять в профессиональной деятельности основные положения нормативных правовых документов. Сформулированы предложения к организации мероприятий по повышению правовой культуры педагогических работников, включающие в себя цель и задачи развития правовой культуры педагогов, рекомендуемые формы проведения и актуальную тематику занятий.

Психологические особенности нарративного содержания отечественных диссертационных исследований полиции Российской империи

Статья посвящена анализу психологических особенностей нарративного позиционирования полиции Российской империи, являющейся неотъемлемой части отметившего в 2018 году свое 300-летие органа правопорядка, в отечественных диссертационных исследованиях. С позиции субъектно-аналитической концепции В.В. Знакова доказывается противоречивое нарративное представление российской полиции императорского периода в диссертационных исследованиях по историческим и юридическим наукам, первые из которых выполнены преимущественно в гражданских вузах, а вторые – в организациях МВД России. Констатируется, что оно нуждается в ответственном научном осмыслении, а также последовательном разрешении с междисциплинарно-психологических позиций.

Различия в нравственной активности студентов-юристов и студентов-психологов

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было найти различия в компонентах нравственной активности и во взаимосвязях данных компонентов между группами студентов, обучающихся на различных факультетах. Выборку составили 79 студентов Челябинского государственного университета, из них 40 человек — студенты факультета психологии и педагогики и 39 человек — студенты юридического факультета. Основной гипотезой выступает предположение о существовании значимых различий между компонентами нравственной активности у людей, выбравших различные пути профессионального развития. В ходе исследования выявлен ряд значимых различий (p

Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете

Склонность подростков к аутоагрессивному поведению, в том числе суицидальному, принято считать одним из вариантов девиантных тенденций, формирующихся в результате действия различных факторов. В качестве одного из таких факторов в последнее время рассматривается потребление деструктивной информации в сети Интернет. Цель проведенного исследования заключалась в установлении связи между склонностью несовершеннолетних к аутоагрессивному поведению и характером и частотой потребления ими деструктивной информации в Интернете. Контент-анализ и семантический анализ вербального и визуального содержания серии групп в Интернете позволили выделить группы с деструктивным контентом, а специально разработанная анкета — определить частоту посещения подростками этих групп. Выборка из 62 подростков (средний возраст — 15,0 лет В± 1,0 год) была разделена на часто и редко использующих деструктивный контент в сети Интернет. Результаты корреляционного анализа и анализа различий между выделенными категориями подростков показали тесные значимые связи между частотой потребления деструктивной информации и аутодеструктивными, в том числе суицидальными, тенденциями подростков. Вместе с тем обнаружились более широкие связи частого посещения деструктивных групп с другими видами девиантных тенденций. Выявлена связь потребления деструктивной информации с такими индивидуальными чертами, как агрессивность и тревожность. Полученные данные могут быть использованы для профилактики аутоагрессивного поведения подростков.

Исследование интеллектуальной активности в младшем школьном и подростковом возрасте

На основе подхода понимания творческой способности как способности к развитию деятельности по собственной инициативе (Д.Б. Богоявленская) с использованием метода В«Креативное полеВ» выполнено лонгитюдное исследование становления интеллектуальной активности детей младшего школьного и подросткового возраста (2-6 классы). Взаимосвязи измеренных факторов (интеллектуальной активности, интеллекта, регуляторной, когнитивной и мотивационной сфер, особенностей самосознания и успеваемости школьников) исследованы с применение сетевого корреляционного анализа по методу Glasso в языке R, таблиц сопряженности, критериев Фишера и Вилкоксона. С помощью сопоставления этих факторов в разные возрастные периоды выявлены отличительные характеристики творческих детей. По 18 из 40 измерений определены значимые различия распределений их значений для двух групп детей: эвристической и стимульно-продуктивной. Показано, что явным образом взаимосвязанными с интеллектуальной активностью являются интеллектуальные, регуляторные и мотивационные факторы. Важным системообразующим фактором интеллектуальной активности детей является познавательная мотивация. Выявлено, что не все дети с высоким интеллектом являются интеллектуально активными (эвристами), но эвристы, в основном, являются супер интеллектуальными детьми. Показатели креативности (Е.П. Торренс) не связаны с интеллектуальной активностью. Временные факторы овладения способом действия в В«Креативном полеВ» прямо не связаны с индексами интеллектуальной активности, что свидетельствует о том, что временные показатели не могут быть однозначно приняты для оценки способности к творчеству.

Информационная система для мониторинга учебных достижений студентов МГППУ

В статье рассматриваются вопросы разработки информационной системы для мониторинга учебных достижений студентов МГППУ. Представлены структура информационной системы и клиентское приложение автоматизации ввода данных в информационную систему.

Реализация планировщика учебных треков Learnee с применением генетических алгоритмов

В данной работе проанализирована потребность в средствах организации процесса самостоятельного обучения, структурированы результаты проведенных глубинных интервью с респондентами, а также описан пользовательский интерфейс и сформулирован базовый алгоритм планировщика учебного плана на базе классического общепринятого контента, уже используемого в установившемся учебном процессе.

Авторы

К вопросу о моделировании процессов управления трудовыми ресурсами региона

С позиций системного подхода рассматриваются проблемы управления социально-экономического развития региона в области кадровой политики. Предлагаются принципы построения систем поддержки управления процессами подготовки трудовых кадров и модели учета их динамики.

Компьютерные технологии как средство приобщения учащегося к математической реальности

В статье обсуждаются вопросы методики преподавания высшей математики, возникающие при со-временном уровне образования в нашей стране. Автор опирается на опыт работы на факультете ин-формационных технологий МГППУ.

Использование игры PLines для психологического тестирования

В статье описывается система психологического тестирования на основе компьютерных игр. Создаются программные средства, отступающие от обычных канонов игры, но позволяющие измерять новые психологические характеристики.

Преобразователь дискретной информации и пустое слово

В статье рассматривается преобразование слов конечной длины конечным автоматом, уделяется особое внимание преобразованию пустых слов.

Авторы

XV рабочая встреча международного сообщества психологов дорожного движения (Traffic Psychology International, TPI)

Настоящий материал представляет собой информацию о XV рабочей встрече международного сообщества психологов дорожного движения (Traffic Psychology International, TPI) 4—5 июня 2018 г. в городе Амерсфорте, Нидерланды, которая была посвящена подготовке, тестированию и реабилитации водителей в условиях, когда традиционная система водитель — автомобиль — транспортная среда приобретает новые черты, в частности с появлением самоуправляемых автомобилей, способных заменить человека и самостоятельно общаться с транспортной инфраструктурой. Представлены основные идеи докладов и презентаций. Данный материал можно использовать для развития направления психологии дорожного движения в России, при подготовке планов реализации Стратегии дорожной безопасности России на 2018—2024 гг., а также при разработке программ подготовки водителей, инструкторов автошкол и реабилитации нарушителей.

Проблемы комплексной превенции управления транспортным средством в состоянии опьянения: организационно-правовые, медицинские и социально-психологические аспекты

В данной статье представлен анализ разработанной в Германии и нашедшей поддержку в ряде стран Евросоюза теоретической междисциплинарной модели В«Психологическая и медицинская поддержка безопасности дорожной мобильностиВ». В этой модели рассматриваются три основные плоскости превенции, направленной на обеспечение мобильности граждан и поддержание высокого уровня дорожной безопасности. Одним из основных элементов модели является медико-психологический ассесмент, позволяющий оценить пригодность человека к управлению транспортным средством и передвижению. Дается подробное описание трех основных плоскостей превенции модели и определяются задачи, стоящие перед врачами и психологами в каждой из них. Основной акцент делается на превентивной работе с водителями, которые нарушают дорожное законодательство, находясь в состоянии алкогольного опьянения при управлении транспортным средством. Поднимается ряд вопросов, связанных с репликацией рассматриваемой модели и использованием принципов и подходов, лежащих в ее основе, на территории Российской Федерации, где проблема вождения в нетрезвом состоянии (ВНС) стоит сегодня особенно остро. Представлены и описаны задачи комплексной превенции вождения в нетрезвом состоянии, выделены и охарактеризованы основные аспекты деятельности в данном направлении, а именно организационно-правовые, медицинские и социально-психологические

Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций)

В данной статье рассматриваются факторы, обусловливающие поведение водителя как основного участника дорожно-транспортной среды. Показано, что на управление транспортным средством могут влиять, с одной стороны, индивидуально-психологические особенности, с другой — социальные нормы и правила, усвоенные водителем как на уровне взаимодействия (например, влияние сверстников), так и в плане организационно-структурном (например, давление со стороны других участников движения). Взаимодействие индивидуальных и социальных факторов с факторами средовыми — инфраструктурой и принятыми правилами — существенно дополняют представления о конкретных поведенческих проявлениях водителя транспортного средства. В этом ключе в статье представлен краткий обзор основных областей прикладных исследований современной психологии дорожного движения, которые позволяют подробнее рассмотреть и содержательно охарактеризовать предметное поле данного направления в рамках проблематики изучения человеческого фактора в условиях дорожно-транспортной среды, а также его влияния на дорожную безопасность в целом

Опыт апробации модели диагностики водителей, склонных к рискованному вождению (эстонская и российская выборки)

Настоящая статья посвящена вопросам апробации опросника, разработанного в NPO Estonian Traffic Behaviour Development Centre , который базируется на диагностической модели, представленной в докторской диссертации Г. Мейнхарда «“Ясное видение”: Оценка эффективности первичной профилактической программы повышения безопасности дорожного движенияВ». Данный опросник позволяет диагностировать склонность водителей к различным рискам, возникающим в процессе вождения. Эта диагностическая модель была внедрена в государственную программу превентивной работы с водителями-нарушителями Эстонии в 2014 г. Перевод опросника на русский язык, включая корректировку вопросов, был осуществлен в рамках русифицированной версии, которая использовалась для русскоговорящих граждан Эстонии. В ходе исследования на российской выборке был впервые использован AUDIT (как часть опросника), направленный на изучение отношения к алкоголю. В качестве респондентов в исследовании приняли участие водители в количестве 635 человек, из которых 465 — представители Эстонии (15,5% — женщины, 84,5% — мужчины) и 170 — представители России (38,8% — женщины, 61,2% — мужчины). Все участники исследования имели многократные нарушения скоростного режима, а также нарушения Правил дорожного движения, часть респондентов прошли медицинское освидетельствование за вождение в нетрезвом состоянии. Было обнаружено, что шкалы опросника, используемого в данной диагностической модели, имеют достаточно высокую степень консистентности: О± Кронбаха в диапазоне от 0,75 до 0,90, что является аргументом в пользу надежности диагностического инструмента (исключением является шкала В«Оценка угроз/рисков вожденияВ»: О± Кронбаха равна 0,54 — российская выборка). Результаты настоящего исследования на российской выборке публикуются впервые и могут послужить основанием для постановки проблемы изучения склонности водителей к рискованному поведению на дороге, а также для использования данной диагностической модели с целью скрининга и последующего психологического консультирования, направленного на предотвращение дорожно- транспортных происшествий в России.

Модификация теста С. Розенцвейга для изучения фрустрационных реакций водителей

Представлена авторская модификация теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, предназначенная для изучения специфики фрустрационных реакций водителей в ситуациях дорожного движения. Суть модификации состоит в совместном использовании классического набора из 24 рисунков и дополнительного, авторского, содержащего аналогичные по психологическому содержанию рисунки, но на которых фрустрируемым персонажем всегда является водитель в различных трудных — с социально-психологической точки зрения — ситуациях дорожного движения. Поскольку в оригинальном наборе теста уже присутствует 6 рисунков с ситуациями на дороге, то они вошли в оба набора. В итоге испытуемым предъявляется 42 рисунка. Дополнительно была изменена и унифицирована стилистика всех рисунков: одежда, прически, транспортные средства (автомобили, мотоциклы) стали соответствующими современной моде. Апробация модифицированного теста была осуществлена на выборке в 40 человек, половину которой составили женщины-водители, половину — водители-мужчины. Каждая из этих групп, в свою очередь, была разделена по возрасту и, соответственно, стажу вождения. Таким образом, сравнивались реакции фрустрации испытуемых четырех подгрупп: женщины в возрасте от 20 до 30 лет со стажем вождения до 10 лет, женщины в возрасте от 30 до 40 лет со стажем вождения более 10 лет, мужчины в возрасте от 20 до 30 лет со стажем вождения до 10 лет, мужчины в возрасте от 30 до 40 лет со стажем вождения более 10 лет. Достоверность различий проверялась с помощью t-критерия Стьюдента для определения разности долей. Выявлена и представлена в статье определенная специфика реакций фрустрации в ситуациях дорожного движения во всех описанных подгруппах, а также при сравнении мужской и женской частей выборки и водителей разного возраста, имеющих различный стаж вождения. Эти данные позволяют прийти к выводу о продуктивности предложенной модификации.

Нейросетевая модель распознавания стратегий вождения и взаимодействия водителей в условиях дорожного трафика

В работе представлена нейросетевая модель для распознавания стратегий вождения на основе взаимодействия водителей в условиях транспортного потока. Рассмотрена архитектура модели, которая представляет собой самоорганизующуюся карту — SОМ (self-organizing map), состоящую из группы нейронных сетей, основанных на радиально-базисных функциях RBF (radial basis function). Цель настоящей работы заключается в том, чтобы описать архитектуру и структуру модели нейронной сети, которая позволяет распознавать стратегические особенности управления транспортным средством и способна идентифицировать стратегии взаимодействия автомобилей (водителей) в условиях транспортного потока, а также выделять такие поведенческие паттерны передвижения, которые могут быть соотнесены с различными типами опасного вождения. Из результатов исследования следует, что нейронные сети типа SOM RBF способны распознавать и классифицировать типы взаимодействий в условиях дорожного трафика, основываясь на моделировании анализа траекторий движения автомобилей. Данная нейронная сеть показала высокий процент распознавания и четкую кластеризацию схожих стратегий вождения.

Указатель статей, опубликованных в журнале В«Социальная психология и обществоВ» в 2018 г.

Предисловие редактора тематического выпуска

Психология дорожного движения как направление прикладных психологических исследований: возможности и перспективы развития в России

Статья посвящена содержательной характеристике основных направлений психологии дорожного движения. Предпринята попытка выделить предметную область данного направления, охарактеризовать взаимосвязи с другими отраслями психологии. Показано, что прикладные исследования в психологии дорожного движения помогают понять роль человеческого фактора в формировании и развитии дорожно-транспортной среды, ее эффективном и безаварийном использовании. Отдельное внимание уделено характеристике некоторых социально-психологических проблем, обусловленных спецификой современной дорожно-транспортной среды. Решение этих проблем может способствовать обеспечению дорожной безопасности, минимизации рисков в дорожном поведении, снижению социальной напряженности в условиях дорожного трафика. Показана актуальность, своевременность и необходимость исследований в области психологии дорожного движения для решения транспортных проблем крупнейших мегаполисов. Рассмотрены возможные направления перспективных исследований в области психологии дорожного движения в России.

Водители и пешеходы мегаполиса в представлениях друг друга

В статье рассматриваются результаты исследования, предметом которого были представления друг о друге основных участников дорожного движения в условиях дорожно-транспортной среды такого мегаполиса, как Москва. В исследовании принимали участие водители с различным стажем вождения и пешеходы, обязательной характеристикой которых было отсутствие водительского удостоверения и опыта вождения транспортного средства. В каждой группе участников исследования было по 50 человек. При этом респонденты оценивали друг друга с помощью различных диагностических методик (методики В«Личностный дифференциалВ», ассоциативной и рисуночной методик). Исследование имело целью определение структурных и содержательных особенностей эмоционально-смысловых представлений водителей и пешеходов друг о друге, а также выявление специфики представлений у каждой группы респондентов. Обнаружено наличие крайне напряженной ситуации во взаимодействии основных участников дорожного движения в условиях мегаполиса. Показано, что водитель и пешеход являются друг для друга фигурами, имеющими низкую степень значимости. Эмоционально-смысловое содержание представлений друг о друге имеет преимущественно негативную направленность. Общей тенденцией является восприятие водителями и пешеходами друг друга непривлекательными, слабыми и пассивными. Уровень принятия друг друга оказался крайне низким. Описана специфика представлений каждой группы респондентов.

Динамика привычек пешеходов в условиях изменения пешеходных переходов

В настоящей статье представлены результаты исследования, в котором основное внимание уделено поведению пешеходов на перекрестках, роли сформированных привычек при выборе маршрута, а также изучению ощущения безопасности и комфорта пешеходами, их предпочтений и ожиданий. Данные собирались и анализировались с помощью интервью-собеседований на местах (пешеходных переходах) с пешеходами, наблюдений и видеозаписей с камер фиксации. Обнаружено, что группа В«уязвимых пешеходовВ» (пожилые люди, женщины с колясками, дети и др.) выбирают специфические стратегии пересечения проезжей части: ждут, когда водитель уступит им дорогу, и не ищут возможности безопасного прохода между автомобилями; а также рассчитывают на понимание и стратегию сотрудничества со стороны водителей больше, чем другие группы пешеходов. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что удаление разметок пешеходных переходов ухудшило ощущение безопасности и комфорта для пешеходов, в то время как их осведомленность об условиях перехода была улучшена. При этом основная часть пешеходов могут хорошо справляться с новой ситуацией (изменения разметки перехода или его перенесения на другую часть улицы) и пересекать дорогу без серьезных трудностей, но группа В«уязвимых участников дорожного движенияВ» испытывает трудности при пересечении проезжей части.

Отношение к неопределенности и мотивация достижения у водителей разного пола

В статье представлен теоретический анализ когнитивных, мотивационных и эмоциональных составляющих поведения в дорожно-транспортной среде водителей разного пола, обусловленных как их личностными особенностями, так и существующими в обществе стереотипами восприятия женщин-водителей. Изложены результаты эмпирических исследований, посвященных изучению мотивации достижения, склонности к риску и отношению к неопределенности мужчин и женщин — водителей. Теоретический анализ позволил предположить, что мужчины-водители демонстрируют большую склонность к риску и более толерантны к неопределенным ситуациям в дорожно-транспортной среде, чем женщины. При этом мужчины в водительской деятельности более ориентированы на достижение успеха, а женщины — на избегание неудачи. Эмпирическое исследование 58 водителей (29 мужчин и 29 женщин) продемонстрировало, что как мужчины, так и женщины в водительской деятельности демонстрируют мотивацию избегания неудачи, однако причины этого различны. У женщин они связаны с существующими общественными стереотипами относительно способностей женщин к вождению, а у мужчин — с усложнением трафика и ужесточением наказаний за нарушения Правил дорожного движения. Водители- мужчины более склонны к рискованному поведению на дороге, при этом высокая склонность к риску сочетается с мотивом избегания неудачи. Изучение отношения к неопределенности выявило значимые различия в уровне толерантности к неопределенности у водителей разного пола, особенно в отношении сложности ситуации. Можно предположить, что женщины в силу существующих стереотипов воспринимают водительскую деятельность изначально как более сложную, чем мужчины, что также объясняет некоторые особенности их поведения на дороге. В статье представлены рекомендации по оптимизации обучения в автошколах кандидатов в водители разного пола.

Восприятие беременными себя и других водителей в качестве участников дорожно-транспортной среды

В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению особенностей восприятия беременными женщинами — водителями дорожно- транспортной среды, ее участников и себя как водителя. Исследование проводилось на базе женских консультаций г. Москвы, респондентами выступили 30 беременных женщин — водителей и 30 небеременных женщин — водителей в качестве контрольной группы. Основная цель проведенного исследования заключалась в выявлении особенностей восприятия беременными и небеременными женщинами — водителями себя как водителя, дорожно-транспортной среды и ее участников. Для анализа особенностей эмоционально-смысловых представлений беременных и небеременных женщин — водителей использовались методики В«Личностный дифференциалВ», В«Незаконченные предложенияВ», проективная методика В«Я вЂ” водительВ». Для оценки различий между восприятием себя как водителя беременными женщинами — водителями и небеременными женщинами — водителями использовался t-критерий Стьюдента. Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод, что между восприятием себя как водителя беременными и небеременными женщинами — водителями существуют значимые различия. В большей степени они выражаются в повышенной эмоциональности беременных женщин, их погруженности в собственное состояние и более негативной оценке своих водительских навыков.

Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями

Представлены экспериментальные данные изучения дорожного поведения слушателей автошкол. Проверена гипотеза, что индивидуально-психологические различия обучающихся находят отражение в управлении автомобилем. Исследование реализовано на базе учебного центра В«Технопарк СибАДИВ» г. Омска. Объем выборки составил 29 человек (11 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 лет до 21 года. Начальный уровень подготовленности участников эксперимента и условия обучения были одинаковы. Методом экспертных оценок установлено, что лица, проявляющие ориентировочный и исполнительский стили управления автомобилем, выбирают различные приемы вождения в транспортном потоке. В зависимости от характера корреляций между водительскими навыками и индивидуально-психологическими особенностями меняется проявляемый стиль вождения. Экспериментально выявлено, что в зависимости от имеющихся типологических особенностей проявления свойств нервной системы, свойств темперамента и уровня личностной тревожности начинающие водители имеют разные приоритеты в управлении автомобилем. В заключение обосновывается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом социально-психологических переменных, которые помогут расширить представления о влиянии социальных факторов на стилистические особенности управления транспортным средством.

Движения глаз при восприятии опасного вождения водителями разных возрастных и социальных групп

В статье приводятся результаты экспериментального исследования движений глаз при восприятии опасного вождения различными группами водителей. Применялись такие методы, как опросник Басса—Дарки, метод Eye-Tracking. Были исследованы следующие параметры: продолжительность фиксаций, их количество, амплитуда саккад и доля имплицитных и эксплицитных фиксаций при просмотре видеороликов с опасным и неопасным вождением. Имплицитные фиксации происходят достаточно быстро и более часты в момент начальной обработки стимула и соответствуют процессу имплицитного внимания. Их средняя продолжительность составляет от 120 до 250 мс. Эксплицитные фиксации соответствуют процессу эксплицитного внимания, их продолжительность составляет 300—450 мс; уровень агрессивности, диагностируемый с помощью опросника Басса—Дарки. В исследовании приняли участие 45 водителей со стажем вождения от 0,5 до 31 года (22 мужчины, 23 женщины в возрасте от 20 до 62 лет), из них 12 профессиональных и 33 непрофессиональных. Были обнаружены различия в параметрах движений глаз в группах профессиональных водителей и автолюбителей; мужчин и женщин при восприятии видеороликов, демонстрирующих опасное и неопасное вождение.

Сравнительный анализ особенностей решения задачи на выбор отверстия, соответствующего размерам тела у сцинков Tiliqua gigas и крыс Rattus norvegicus

В статье представлен сравнительно-психологический анализ особенностей решения задачи на выбор отверстия, соответствующего размерам тела у синеязыких сцинков и серых крыс. В ходе исследования животным нужно было решать задачу на добывание приманки через отверстия, соответствующие размеру тела. При этом размер тела был либо естественным, либо искусственно увеличенным. Было установлено, что оба вида животных способны решать поставленную задачу. Сцинки в ходе нескольких экспериментальных серий научились выбирать большое отверстие, проницаемое для увеличенных границ их тел. Крысы же способны усвоить эмпирическую закономерность соотношения границ собственного тела и границ объектов окружающей среды, что позволяет им гибко модифицировать свое поведение сообразно новым ситуациям, как в случае изменения характеристик их тел, так и в случае изменениях характеристик внешних объектов. На основании этих данных мы заключаем, что когнитивные способности у сцинков и крыс значительно различаются: в отличие от сцинков, крысы способны обучиться соотносить размеры своего тела и размеры отверстий, и далее без дополнительного обучения гибко использовать этот навык в новых ситуациях.

В«СценарииВ» акустических событий, вызывающих у человека относительно стабильные эмоции

Статья посвящена изучению эмоционального отношения человека к событиям окружающей акустической действительности. В исследовании приняли участие 250 человек. По результатам проведенного исследования сконструированы В«сценарииВ» эмоционально окрашенных акустических событий, а также рассмотрены методологические проблемы конструирования акустических событий с заданным эмоциональным воздействием.

Вербальные данные в количественной оценке способов предъявления визуальных объектов

В статье демонстрируются возможности применения вербального анализа для количественной оценки данных, полученных в экспериментальном исследовании восприятия эмоциональных экспрессий. Показано, что вербальные данные адекватно характеризуют особенности восприятия изображений в разных ситуациях. Обработка этих данных методами, выработанными в рамках парадигмы воспринимаемого качества, дает количественные показатели их значимости в зависимости от типа воспринимаемого изображения и от условий его предъявления. Обнаружено, что наименее успешная идентификация заложенной в изображении экспрессии характерна для ситуации В«стробоскопическогоВ» предъявления. Это позволило сделать конкретные выводы о способах монтажа видеоматериала при создании систем передачи когнитивного опыта.

Распознавание эмоций в условиях ступенчатой стробоскопической экспозиции выражений лица

Изучались закономерности восприятия эмоциональных экспрессий человека в условиях ступенчатой стробоскопической экспозиции меняющейся мимики. Наблюдателям последовательно предъявлялись изображения лица на разных стадиях развития одной из шести базовых эмоций: спокойное состояние (300 мс) — средняя интенсивность экспрессии (10—40 мс) — сильная экспрессия (30—120 мс) — средняя интенсивность экспрессии (10—40 мс) — спокойное состояние (100 мс). Методом выбора из альтернатив требовалось определить модальность воспринятой экспрессии. Полученные результаты сравнивались с результатами предшествующих исследований (Барабанщиков, Королькова, Лободинская, 2015, 2016), проведенных в сходной ситуации с использованием простой (прямоугольной) последовательности изображений лица: спокойное состояние — сильная экспрессия — спокойное состояние. Обнаружено, что динамика точности распознавания эмоций, ошибки и длительность выполнения заданий в условиях сильно выраженных прямоугольных и ступенчатых стробоскопических экспозиций практически совпадают. Фактором, определяющим адекватность оценок, является отношение длительностей неизменной (спокойное состояние) и меняющейся (экспрессия лица) частей стимульной ситуации. При значительном ухудшении условий восприятия лица (минимальная длительность экспозиции (10+30+10 мс), уменьшенная в два раза интенсивность проявления эмоций) зарегистрирован феномен стробоскопической сенсибилизации — повышение относительной точности распознавания низкоаттрактивных экспрессий (отвращения, печали, страха и гнева), описанное ранее в условиях прямоугольной формы стробоскопической экспозиции мимики. Подтверждено сходство влияний реального и кажущегося изменений эмоциональных выражений лица на распознавание базовых эмоций.

Изостатические окуломоторные паттерны при оценке перцептивного доверия по выражениям лиц

Представлено исследование закономерностей окуломоторной активности, представителей русского и тувинского этносов при восприятии лиц, вызывающих и не вызывающих доверие. Анализировались фиксационные паттерны (изостатические паттерны), образующиеся при восприятии лиц представителей разных этнических и расовых групп, вызывающих и не вызывающих доверие. Показано, что при восприятии лиц, не вызывающих доверие, у наблюдателей значимо чаще встречаются изостатические паттерны аналитического типа, вне зависимости от этнической и расовой принадлежности воспринимаемых лиц.

Квазиэкспериментальное исследование принятия решений в условиях равнозначного выбора

Рассматривается проблема принятия решений в ситуации выбора среди равнозначных альтернатив. Данная проблема является актуальной для поведенческих и когнитивных наук, а также для практики и в настоящее время не имеет однозначного решения. Впервые она была сформулирована в философии и описана известной притчей о Буридановом осле. В экспериментальной психологии сложность проблемы была показана в эксперименте Р. Нисбета и Т. Уилсона, которые предлагали испытуемым на выбор четыре одинаковых товара в супермаркете. Было показано, что такой выбор не является случайным. Большинство покупателей предпочитают товар, который лежит на витрине четвертым, но не осознают этого. Исследователи сделали вывод о том, что в ситуации равнозначного выбора значимым оказывается фактор места товара на витрине. В предлагаемой статье говорится об экспериментальном исследовании влияния различных способов представления испытуемым равнозначных альтернатив для выбора. Трем группам испытуемых предлагалось сделать выбор в трех различных ситуациях: произвольно выбирать и зачеркивать одну клетку в строках фигуры в форме лесенки и пирамиды. Третьей группе предлагалась ситуация В«распределения финансов 11 фондов между 12 незнакомыми менеджерамиВ», сидящими за круглым столом. В исследовании было показано, что в первых двух случаях обнаруживается тенденция к выбору альтернатив, находящихся в центре предложенных фигур. В третьем случае проявляется тенденция В«распределять финансовые средства фондов в форме циферблата часовВ». Однако многие испытуемые, по-видимому, применяют какие-то свои стратегии выбора и не осознают их. На практике такой выбор оказывается иррациональным и часто непредсказуемым.

Невербальные предикторы оценок достоверности/недостоверности сообщаемой информации

Проведен микроструктурный анализ восприятия людей в ходе непосредственного общения. Видеозаписи 15 фрагментов структурированной беседы в которой коммуниканты высказывали правдивые и ложные суждения подвергались комплексному кодированию. Каждый кадр длительностью 40 мс включал 51 невербальный признак/102 бинарных маркера, указывающие на состояния зон лица, характер движений головы, рук и туловища. По данным экспертной оценки рассчитывалась доля кадров, в которой присутствует каждый из маркеров на выделенных интервалах времени. Просматривая видеофрагменты 35 наблюдателей по внешним признакам интуитивно определяли моменты, когда коммуникант говорит правду, а когда — лжет. Анализировались частота и время встречаемости маркеров. Построены частотные регрессионные модели правдивых и ложных ответов коммуникантов. Показано, что требуемые оценки выполняются наблюдателем за 1,5—2 секунды до ответа. Высокочастотные признаки образуют устойчивое ядро впечатления о достоверности суждений коммуниканта, которое дополняется меняющимися низкочастотными признаками, объясняющими рост объяснительной способности регрессионных моделей. Выделены маркеры, содействующие адекватному восприятию достоверности/недостоверности сообщаемой информации. Описаны стилистика невербального поведения людей, реализующих альтернативные стратегии коммуникации.

Особенности волевой регуляции у кабардинцев, коми, тувинцев и русских

В статье приводятся результаты сравнительного исследования особенностей волевой регуляции у представителей кабардинцев, коми, русских и тувинцев. Выборку респондентов составили представители кабардинского этноса, проживающие в г. Нальчике; коми, проживающие в г. Сыктывкаре; русского этноса, проживающие в г. Москве, и тувинского этноса, проживающие в г. Кызыле. Для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции у респондентов использовались: В«Шкала контроля за действиемВ» Ю. Куля; В«Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведенииВ»; самооценка волевых качеств личности. Выявлено, что сравниваемые группы значимо различаются по всем измеренным показателям: наибольшие значения наблюдаются в группе тувинцев, далее следуют кабардинцы, коми, наименьшие значения наблюдаются в группе русских. Полученные результаты подтверждают гипотезу о наличии различий в показателях волевой регуляции у представителей сравниваемых этнических групп.

Межкультурные различия в описании и опознании лиц своей и чужой этнической принадлежности на примере портретных изображений

В статье представлены результаты исследования различий в восприятии, описании и опознании лиц своей и чужой этнической принадлежности, представленных на портретных изображениях. В качестве испытуемых выступили русские и тувинские студенты. Показано, что этническая принадлежность наблюдателей влияет на выбор того или иного способа описания изображенных персонажей, однако не зависит от этнической принадлежности персонажей. Получены различия в количестве используемых при описании характеристик у русской и тувинской выборки испытуемых. Успешность опознания по полученным описаниям в целом выше у русской выборки. Совместное решение задачи опознания (парный эксперимент) не приводит к улучшению его результатов.

Стратегии референции в диалогах об этнических лицах: топосемантический экспресс-анализ

На материале парного эксперимента по опознанию/различению этнических лиц исследовались явления уподобления когнитивных процессов партнеров по общению. Показано, что уподобление может быть обнаружено на уровне В«изостатическихВ» фиксационных паттернов, характеризующих процессы зрительного внимания и восприятия. В то же время отсутствие синхронизации изостатического паттерна у собеседников может свидетельствовать о менее высокой когнитивной сложности различения и более высокой вероятности успешного различения. Отмечены тенденция к большей детализации референтной структуры диалога в условиях наибольшей различимости и тенденция к меньшей детализации диалога, когда партнеры по общению воспринимают вербализации друг друга как свидетельствующие об отсутствии различий в воспринимаемых этнических лицах.

Технологии айтрекинга в задачах сохранения и передачи когнитивного опыта

В статье обсуждаются возможности применения айтрекинга при решении задачи сохранения и передачи когнитивного опыта. Видеозапись процесса, для которого решается данная задача, может содержать ключевые компоненты, контроль и управление динамическими свойствами которых являются существенными составляющими когнитивного опыта. В рассматриваемом примере с В«невидимой гориллойВ» умышленно неверно данная инструкция приводит к тому, что существенные характеристики системы остаются необнаруженными наблюдателем. Регистрация движений глаз эксперта, анализирующего когнитивный опыт в процедуре кооперативного дебрифинга, позволит выделить такие ключевые элементы и их динамические паттерны. В дальнейшем на основе выполненного анализа возможно создание обучающих программ для систем передачи когнитивного опыта.

Особенности научения жаб Bufo viridis в поведении, требующем учета границ собственного тела

Цель настоящей работы — изучение способности зеленой жабы Bufo viridis формировать навыки с опорой на тактильные ощущения, возникающие в процессе взаимодействия животного с внешними объектами. В ходе эксперимента изменялись размеры отверстий экспериментальной установки, через которые животное проникало из одного отсека экспериментальной установки в другой, а также границы тел животных посредством крепления на их тело попоны с посторонним объектом. Было установлено, что жабы способны учитывать естественные границы собственного тела при взаимодействии с внешними объектами, а также переносить данный опыт в ситуации, когда размеры отверстий в эксперименте меняются. При экстренном изменении границ тела жаб таким образом, что данные изменения становятся препятствием к осуществлению животным ранее выученного поведения проникновения в отверстия определенных размеров, научения в смысле приобретения навыка учета того, что отверстия, ранее проницаемые для естественных границ их тел, стали непроницаемыми после искусственного увеличения границ тела, не происходит. То есть можно предположить, что жабы еще до начала эксперимента имели опыт учета естественных границ своего тела, в то время как в ситуации экстренного увеличении границ тела животные оказываются неспособными модифицировать схему собственного тела.

Об эффективности взаимодействия образовательной организации с родителями детей, имеющих РАС

В статье рассмотрена проблема психолого-педагогического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного обучения. Представлены результаты исследования эффективности взаимодействия специалистов общеобразовательной школы с родителями. Полученные данные показали, что многие родители удовлетворены формой взаимодействия с образовательной организацией, но при этом они нуждаются в дополнительных консультациях и проведении различных мероприятий, способствующих налаживанию партнерских отношений со специалистами школы. Подтвержден факт необходимости специально организованного психолого-педагогического сопровождения родителей детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся в условиях инклюзивной школы.

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в детском саду

Представлен опыт организации психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии в дошкольном образовательном учреждении. Описаны условия внедрения процесса инклюзии в детском саду. Приведен пример включения дошкольника с РАС в среду сверстников.
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *