Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

Пространство и время (хронотоп) трагедии А.С. Пушкина В«Борис ГодуновВ» и актуальные проблемы коммуникации

В статье анализируется вопросы пространства-времени (хронотопа) и жанра В«Бориса ГодуноваВ» А.С. Пушкина. Авторы исследуют сущность исторических событий, происходивших четыре столетия назад и продолжающих происходить сегодня. В основе исследования лежат методы философской герменевтики и феноменологии.

Эсхатологический хронотоп в интертексте Улицкой

В статье представлен дискурсивный анализ эсхатологического хронотопа Л. Улицкой, представленный в сборнике новелл В«Люди нашего царяВ».

Феномены интенциональных В«Христианство, Россия и русский народВ» в письмах из Италии и дневниках Достоевского

Работа посвящена феноменологии интенциональности объектов в творчестве Ф. М. Достоевского. В статье обосновывается гипотеза, что основными интенциональными объектами в письмах и дневниках Достоевского являются темы Христианство, Русский Народ и Россия.

В«Жена мертвецаВ» (Смысл и значение образа Марины Мнишек в трагедии А.С. Пушкина В«Борис ГодуновВ»)

В данной статье анализируется образ Марины Мнишек из трагедии А.С. Пушкина В«Борис ГодуновВ». В работе приводятся оценки исторической Марии Мнишек, заключенные в народных сказаниях и былинах, русских летописях и официальных документах 17 века и показывается, как преломляются они в художественном образе Марины Мнишек у Пушкина. Автор рассматривает образ Марины Мнишек в качестве необходимого дополнения к пушкинскому образу Самозванца и видит в обоих воплощение нечистой силы, изображенной в трагедии с помощью лексических средств и логики развития сюжета.

Классическая литература на уроках иностранного языка: В«Белые ночиВ» Достоевского и Висконти

Статья содержит сравнительный анализ повести Ф.М. Достоевского В«Белые ночиВ» и одноименного фильма Лукино Висконти, а также предлагает дидактические материалы для использования фильма во время занятия итальянского языка. Занятие рассчитано на русскоязычных студентов второго-третьего годов обучения.

Эсхатологические мотивы в рутульской поэзии

В рутульской поэзии, известная история которой начинается с XI-XII с имени Зейнаб Хинави, ашуги в дореволюционный период и поэты послереволюционного периода разрабатывали несколько основных тем – любовная лирика, философская лирика, духовная лирика. Одна из основных – философская лирика, в которой эсхатологические мотивы занимают особое место.

Психологические барьеры в процессе работы с иностранными учащимися и механизмы их преодоления

Статья посвящена проблеме преодоления предрассудков и стереотипов в процессе общения представителей разных культур в ходе получения ими высшего профессионального образования в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Проблемы в обучении русскоговорящих студентов нормативному произношению испанского языка

В статье рассматривается проблема формирования фонологического слуха в процессе обучения испанскому языку как иностранному. Различие фонетических систем и фонологических структур родного и изучаемого иностранного языков является основной причиной лингвистических интерференций, поэтому важно определить аллофоническую картину при обучении фонетике испанского языка.

Человек культурный как результат образования. Из истории отечественной философии образования: В.В. Розанов, С.И. Гессен, Э.В. Ильенков

Система образования является одним из фундаментальных социальных институтов, призванных обеспечивать не только трансляцию знаний, но также преемственность и стабильность в развитии общества. В России, после десятилетий реформирования, система образования до сих пор не смогла ни вполне адаптироваться к новым реалиям информационной цивилизации, ни обеспечить гармонизацию с ними традиционных ценностей российской культуры. В истории отечественной философской мысли можно проследить тенденции и мыслительные установки, которые могут быть противопоставлены вышеуказанным негативным трендам и которые проявились в творчестве столь разных мыслителей, как В.В. Розанов, С.И. Гессен, Э.В. Ильенков, входящих в число тех немногих в истории русской философии, кто специально занимался разработкой философско-образовательной проблематики. В статье предполагается наметить контуры отечественной традиции философии образования, противостоящей инструменталистской и сугубо утилитаристской тенденциям современного образования. Будет показано, как, несмотря на различные философские предпосылки, указанные мыслители формулируют концептуально схожие целевые установки образования – идеи о В«превращении природного человека в культурногоВ» (В.В. Розанов), В«превращение жизни в культурное существованиеВ» (С.И. Гессен), В«формирование тотально развитой личностиВ» (Э.В. Ильенков). Предполагается продемонстрировать, что философско-образовательные концепции русских мыслителей представляют не только историко-философский интерес, но и обладают потенциалом в качестве важного концептуального ресурса развития современного российского общества.

Картина мира в русской, английской и французской фразеологии (на примере концепта В«семьяВ»)

В данной статье ставится задача изучения человеческой концептосферы в трех разных индоевропейских языках. В связи с этим, в нашей работе рассматривается концепт В«СемьяВ», отражающий языковую картину мира в русском, английском и французском языковом сознании.

Наши павшие – как часовые…

Статья посвящена освещению автопробега ветеранов Московской региональной организации ветеранов 35 ракетной дивизии и преподавателей кафедры В«Лингводидактика и межкультурная коммуникацияВ» института В«Иностранные языки, современные коммуникации и управлениеВ» МГППУ, посвященного памяти воинов, героически сражавшихся в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Консультативная психология и психотерапияВ» (в„– 3 2018 г.)

Адаптация русскоязычной версии опросника для оценки готовности к изменениям (SOCRATES)

Представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника для оценки готовности к изменениям у лиц с зависимостью от алкоголя и других психоактивных веществ (SOCRATES, versions 8A, 8D). В исследовании приняли участие 322 пациента, проходящих амбулаторное и/или стационарное лечение от алкогольной (N=201) или полисубстантной (N=121) зависимости на базе ФГБУ НМИЦ ПН имени В.М. Бехтерева. Процедура адаптации включала перевод, тестирование на выборке пациентов с различными химическими зависимостями, проверку факторной структуры и надежности (внутренней согласованности) опросника. Результаты конфирматорного факторного анализа (КФА) свидетельствуют об однофакторной структуре опросника в русскоязычной версии, отражающей общую готовность к изменениям в отношении употребления ПАВ. Пол, возраст и клинические характеристики участников исследования не имели значимого влияния на психометрические характеристики опросника.

Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке

Представлены результаты апробации русскоязычной версии опросника В«Шкала взаимной адаптации в пареВ» — DAS (Dyadic Adjustment Scale) Г. Спаниера. Валидизация опросника проводилась на двух выборках (N=302), включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы и инструмент в целом обладают высокими показателями надежности: внутренней согласованностью и расщепленной надежностью. Установлены связи между субшкалами опросника В«Шкала взаимной адаптации в пареВ» и других методик, измеряющих теоретически близкие конструкты, что свидетельствует о приемлемой конструктной валидности методики. Корреляционный анализ между показателями шкалы взаимной адаптации в паре и параметрами перфекционизма показал, что склонность респондентов к В«селектированию собственных признаков несовершенства и неудачВ» отрицательно связана с субъективным ощущением благополучия супружеских отношений в паре, что подтверждает приемлемую внешнюю валидность апробируемой методики.

Семантический дифференциал жизненной ситуации

Представлены результаты разработки методики В«Семантический дифференциал жизненной ситуацииВ» (СДЖС), осуществленной в русле психосемантического подхода. Предлагаемая методика ориентирована на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия человеком своей жизненной ситуации. В качестве основных смысловых осей восприятия были выделены факторы: владение ситуацией, эмоциональное переживание ситуации, позитивные ожидания, обыденность и повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в условно нормальной (N=105) и трудной жизненной ситуации (N=35). По результатам психометрической проверки методики были установлены значимые различия в их перцептивно-когнитивной картине жизненной ситуации, подтверждена критериальная валидность методики, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристикки, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик.

Апробация опросника В«Тенденции в принятии решенийВ» на русскоязычной выборке

Представлены результаты апробации опросника В«Тенденции в принятии решенийВ» (The Decision Making Tendencies Inventory) на русскоязычной выборке (N=423; Mвозр. = 25,01; SD = 9,63). Рассматривается развитие теории удовлетворенности Г. Саймона в современных исследованиях принятия решений. Конфирматорный факторный анализ подтвердил теоретическую трехфакторную структуру опросника. Описаны связи шкал максимизации, минимизации и сатисфизации (стремления к удовлетворенности) с личностными шкалами принятия решений, возрастом и уровнем образования/сложностью обучения. В данном исследовании показано, что максимизация и сатисфизация являются близкими тенденциями, применяемыми при принятии важных решений, сопряженных с усилиями и затратами ресурсов (например, времени), в то время как минимизация связана с отказом от усилий и от знания, избеганием решений и интолератностью к неопределенности. Результаты исследования позволяют предположить, что развитие сатисфизации требует наличия среды, предъявляющей большие требования к интеллектуальным возможностям человека, каковой является обучение в высшем учебном заведении.

Валидизация опросника В«Профиль здорового образа жизниВ» на российской выборке

Представлены результаты первичной валидизации опросника В«Здоровый образ жизниВ» — Health-Promoting Lifestyle Profile, HPLP-II (Walker, et al., 1987, 1996). Выборка: 443 респондента, проживающие в Санкт-Петербурге, в возрасте от 17 до 65 лет (136 мужчин и 307 женщин). Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника (О±-Кронбаха=0,888), так и в половозрастных группах (О±-Кронбаха — от 0,850 до 0,898). Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник В«Большая пятеркаВ» (Big-5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF-36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Проведенный анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II. Опросник можно использовать для измерения здорового образа жизни на российской выборке.

Психометрические тесты: новые исследования

Предлагаемая подборка зарубежных публикаций касается применения психометрических тестов в практике консультативной и клинической психологии и в научных исследованиях. Представленные статьи отражают современный уровень знания, последние находки и разработки, а также некоторые новые вызовы в области психологической диагностики. Следует отметить, что для англоязычной литературы характерно использование термина В«психологическая оценкаВ» — как более общего и менее медикализированного. Материалы выставлены по дате публикации.

Предисловие главного редактора

Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии

Представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника перфекционизма на выборке из 625 испытуемых (пациентов с расстройствами аффективного спектра и здоровых лиц из общей популяции). Установлена трехфакторная структура новой версии методики: 1) озабоченность оценками со стороны других людей при неблагоприятных сравнениях себя с ними; 2) высокие стандарты и требования к себе; 3) негативное селектирование и фиксация на собственном несовершенстве. Установлены приемлемые показатели внутренней консистентности нового трехфакторного опросника перфекционизма. Установлены статистически значимые положительные связи 1-го и 3-го факторов опросника с показателями симптомов психических расстройств. Для 2-го фактора такие связи не зафиксированы. Показатели 1-го и 3-го факторов в группе пациентов значимо превышали аналогичные показатели здоровых лиц, для 2-го фактора такие различия не установлены. Результаты обсуждаются в контексте дискуссии об адаптивных и неадаптивных параметрах перфекционизма.

Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей

Представлены результаты модификации и апробации опросника проблемного использования Facebook на русскоязычной выборке. Методика позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей, к которым относят предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям. В исследовании приняли участие 900 человек, которые заполняли электронные анкеты, размещенные в социальных сетях. Средний возраст составил 28,6В±7,5 лет. Показано, что русскоязычная версия опросника проблемного использования социальных сетей имеет хорошую внутреннюю согласованность. Установлена пятифакторная структура опросника, продемонстрированы его удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики.

Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и валидизация в российской выборке третьей версии опросника

Представлена третья версия шкалы проблемного использования интернета, разработанная на основе второй усовершенствованной версии шкалы (GPIUS2, Caplan, 2010). Исследование проводилось онлайн среди пользователей Android OS. Факторная структура проверялась на выборке из 204 человек (102 юноши и 102 девушки) от 14 до 21 года (Mвозр.=17,34; SD=2). Оценка конвергентной и интеркорреляционной валидности осуществлялась на выборках 1100 и 707 человек соответственно, большую часть которых составили девушки. Факторная структура опросника подтверждена посредством конфирматорного факторного анализа. Обнаружена взаимосвязь проблемного использования интернета с психопатологической симптоматикой и полом пользователей. Девушки более склонны к предпочтению онлайн-коммуникации и характеризуются большей компульсивностью и когнитивной поглощенностью жизнью в сети по сравнению с юношами, но менее склонны использовать сеть как стратегию регуляции настроения. Шкала может быть использована для тестирования проблемного использования интернета среди пользователей подросткового и юношеского возраста.

5-7 Октября в Москве проводится В«II Конгресс В«Психическое здоровье человека XXI векаВ»

5-7 Октября в преддверии Всемирного Дня психического здоровья в Москве состоится II Конгресс В«Психическое здоровье человека XXI векаВ». В календаре событий опубликована программа Конгресса, все желающие могут с ней ознакомиться.

Новый выпуск журнала В«Вестника практической психологии образованияВ»

На портале PsyJournals.ru опубликован новый выпуск журнала В«Вестник практической психологии образованияВ» (в„– 1 2018 г.)

Модель деятельности ПМПК с детьми с поведенческими нарушениями в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям

В статье рассматривается организационная модель психолого-педагогической диагностики и сопровождения детей и подростков с нарушениями поведения. Предложен подход к анализу факторов предрасположенности к возникновению и закреплению девиантных форм поведения в рамках проведения комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего

Данная статья посвящена описанию и анализу профилактики деструктивного поведения подростков как основы для разработки превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Раскрываются причины, влияющие на деструктивное поведение личности несовершеннолетнего. Приведено содержание превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Инновационные формы и методы работы с неблагополучными семьями, направленные на восстановление детско-родительских отношений

В своей статье автор анализирует проблемы семьи как источник первичной дезадаптации ребенка, рассказывает о феномене В«социального сиротстваВ», а затем — делится опытом создания и развития и мобильной службы В«Социальный патрульВ», цель которой — оказывать оперативную помощь детям и их семьям в выходе из сложных и деструктивных жизненных ситуаций.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Статья посвящена организации работы по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан. В статье раскрыты теоретические и нормативно-правовые аспекты деятельности субъектов профилактики, рассмотрена технология результативной деятельности органов и организаций при работе с несовершеннолетними гражданами и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации.

Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации

Данная статья описывает процесс межведомственного взаимодействия между органами исполнительной власти Большереченского района Омской области, работниками социальной сферы и других ведомств. Целью их совместной работы было внедрение технологии социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, находящихся в трудной жизненной ситуации. Статья включает в себя модельную программу социального сопровождения и межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан, иных органов и организаций при работе с несовершеннолетними гражданами и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, и методологию проведения работы. А также область применения и трудности межведомственного сопровождения в процессе работы.

Резолюция Всероссийского научно-практического семинара-совещания В«Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетнихВ» 3–4 апреля 2018 года

Сказкотерапия. Снятие личностного напряжения учащихся в групповом взаимодействии

В статье анализируются возможности применения методов сказкотерапии для решения психологических проблем — как обычных школьников, так и учащихся кадетских школ. Последние имеют свою специфику и предъявляют к ребятам повышенные требования, следствием которых становятся дополнительные психологические нагрузки.

Подписка

Информация для авторов

Журнал В«Вестник практической психологии образованияВ» является научно-практическим ежеквартальным рецензируемым изданием для профессиональных психологов-практиков, учителей, родителей, руководителей учреждений образования. Редакция В«ВестникаВ» ставит своей целью публиковать работы, отличающиеся профессиональной добротностью, выраженной авторской позицией, а также несущие в себе новые идеи и подходы.

От редакции

Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе

В статье рассматриваются наиболее существенные моменты деятельности практического психолога в соответствии с приоритетной задачей воспитания детей и школьников в современной школе.

Делинквентное поведение подростков: феноменология, причины, возможности профилактики

Делинквентное поведение подростков является одной из актуальных проблем современности. Несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, по-прежнему остается высоким, что свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных подходов профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних. В статье обобщен опыт психолого-педагогического сопровождения делинквентных подростков, накопленный в отечественной и зарубежной психологии, раскрывается специфика и особенности делинквентного поведения подростков, выявлены и описаны экзогенные (совокупность внешних условий, образующих социокультурную ситуацию развития подростка) и эндогенные (поло-возрастные характеристики, характеристики, выделяемые в зависимости от рода занятий, личностные особенности) детерминанты делинквентности. Учитывая полидетерминированный характер описываемого явления, автор обосновывает необходимость и предлагает модель межведомственного взаимодействия и социального партнерства в решении вопросов профилактики делинквентности и ресоциализации делинквентных подростков.

Условия эффективной профилактики суицидального поведения учащихся школы

В статье кратко представлен опыт (модель) работы МБУ В«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиВ» города Перми по профилактике суицидального поведения учащихся в образовательных организациях. Модель определяет порядок и содержание действий школы и психологического центра на этапе выявления суицидального риска учащихся и реабилитационных мероприятий. В статье перечисляются шесть принципов (условий) организации профилактики суицидального поведения в школе, основанные на практическом опыте автора. Это признание каждой общеобразовательной организацией, что ее ученики находятся в зоне риска, поэтому важно создание плана антикризисных действий (политики) школы. Единая политика позволит разделить и закрепить ответственности, разработать порядок реагирования, обеспечить качественную профессиональную поддержку и обучение специалистов и педагогов, доступное и практическое просвещение родителей, системные профилактические мероприятия с учениками.

Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков в образовательных организациях города Москвы

В тексте статьи анализируются потенциально опасные тенденции, зачастую являющиеся спусковым механизмом в проявлении деструктивных форм поведения детей и подростков. В качестве имеющихся средств и алгоритмов психолого-педагогического воздействия анализируются механизмы профилактики, том числе, способы и модели действий, которые, по мнению авторов и на основании их практического опыта, считаются наиболее эффективными в данном случае. Авторы подчеркивают особую значимость системной профилактической работы, которая включает в себя взаимодействие не только с обучающимся группы риска, но и с их ближайшим окружением, родителями и педагогами. Это позволяет обеспечить психологическую поддержку для обучающегося, разделить ответственность среди всех участников ситуации, обсудить последствия и риски, совместно разработать индивидуальный план безопасного поведения. В завершении статьи приводится подробный анализ существующих площадок и проектов для развития и реабилитации детей и подростков, активно развиваемых на базе Государственного бюджетного учреждения В«Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города МосквыВ».

Экстренная социально-психологическая помощь детям в ситуации суицидального поведения, жестокого обращения и чрезвычайных ситуаций в образовательном пространстве города Перми: опыт МБУ В«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиВ»

В статье кратко представлена модель оказания экстренной социально-психологической помощи МБУ В«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощиВ» города Перми детям в образовательном пространстве города. В статье подробно представлены принципы, основные направления работы, включены алгоритмы деятельности Центра в ситуации суицидального риска, чрезвычайной ситуации. Автор подробно описывает следующие направления работы: экстренное психолого-медико-социальное консультирование детей, родителей, педагогов очно и дистантно (в рамках городского детского телефона доверия В«ПеременаВ»); психолого-педагогическая, медицинская и социальная коррекция и реабилитация детей (членов семьи), пострадавших от жестокого обращения в семье или в детском коллективе; помощь детям и подросткам с риском суицидального поведения; детям-жертвам насилия и преступных действий; детям и подросткам, потерявшим родных и близких; детям, переживающим трудности социальной адаптации; психолого-медико-социальное сопровождение образовательных учреждений, оказавшихся в кризисной ситуации, требующей экстренного психологического реагирования (в ситуации ЧС, последствий военных действий, законченного суицида учащегося, массовых конфликтов и др.); комплексное (проектно-организованное) сопровождение образовательных учреждений с высокими показателями детского неблагополучия по результатам мониторингового обследования (в стадии разработки и апробации); аналитическое сопровождение мониторинговых диагностических обследований показателей детского неблагополучия (в стадии разработки и апробации); методическое сопровождение педагогов и специалистов образовательных учреждений в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия. Материал данной статьи может быть использован в организации экстренной помощи детям и подросткам в условиях образовательных учреждений на базе ППМС-центров.

Особенности этических норм кризисного психолога

Экстренная психологическая помощь является особой сферой психологической деятельности. В статье рассматриваются: особенности этических норм психолога экстренной психологической помощи, связанные с рядом характеристик данного типа практики (с тем, что она связана с работой с людьми, непосредственно переживающими психотравмирующее событие); бригадный подход и включенность в междисциплинарную, межведомственную систему; мобильность; требования к профессиональным и личностным качествам психолога; повышенное стрессовое воздействие на личность самого психолога; работа с группой. Обсуждается проблема этического принятия решений и шаги, направленные на решение этических дилемм. Делается вывод о необходимости разработки специального кодекса этики психолога экстренной психологической помощи.

Научно-методические аспекты психолого-педагогического сопровождения профилактической работы с несовершеннолетними

В статье рассматриваются основные направления деятельности системы дополнительного профессионального образования педагогических работников в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними на примере Института развития образования Липецкой области. Описано межведомственное взаимодействие структур, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними, перечислены основные нормативные документы, необходимые для реализации данного направления. Научно-методические аспекты раскрыты через семь основных направлений деятельности Института развития образования. Акцентировано внимание на психолого-педагогическом сопровождении вопросов профилактики девиаций и аддикций обучающихся. Обозначены перспективы деятельности научно-методического направления системы дополнительного педагогического образования в профилактической работе с несовершеннолетними.

Вопросы подростков к взрослому: путь со-развития рефлексии

Традиционно подростковый период развития соотносится со становлением рефлексии как возрастного психологического новообразования. Однако, как показывают многочисленные эмпирические данные современных авторов, в наше время не только у подростков, но и у представителей юношеского периода фиксируются преимущественно низкие и средние уровни рефлексии. Как в современных условиях решать важнейшую задачу этапа подростничества — задачу обучения подростков умению В«заглядыватьВ» внутрь себя, строить нравственную идентичность и осознанный выбор? Этот вопрос обратил нас к поиску условий, необходимых для рефлексивного развития современных подростков. В статье приведены данные о рефлексии подростков 11–15 лет на основе анализа текстов в методике В«Красная ШапочкаВ» (Е.Е. Кравцова, А.А. Катеринина). Соотнесены позиция Л.С. Выготского о роли рефлексии в образовании третичных связей между функциями сознания и взгляд Г.Г. Кравцова о волевых функциях личности. На основе культурно-исторического подхода разработаны условия рефлексивного развития, определена ведущая роль рефлексивного диалога взрослых между собой и диалога с подростками, в котором активную позицию задающего вопросы занимают именно подростки.

Анализ практик применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер: региональные модели

В статье представлены материалы, отражающие региональный опыт апробации и применения профессиональных стандартов работников социальной сферы с учетом лучших практик межведомственного взаимодействия. Обсуждаются региональные практики применения профессиональных стандартов в социальной сфере, рассматривается опыт межведомственного взаимодействия в условиях применения профессиональных стандартов, приводятся эффективные технологии межведомственной работы. Формулируются основные проблемы в области перехода на профессиональные стандарты, обсуждаются рекомендации по организации их эффективного применения в субъектах Российской Федерации в рамках действующего нормативно-правового регулирования.

Развитие психических познавательных процессов в наиболее воспримчивых возрастах — начиная с дошкольного возраста и заканчивая юностью

В этой работе в качестве вступления научно проанализирован с позиций общей психологии системный феномен психических познавательных процессов. В основной части настоящего научно-методологического материала также детально анализируются, уже с академических позиций психологии развития и возрастной психологии, психические познавательные процессы. Они пристально и очень подробно проанализированы именно в плане психовозрастного развития, становления и формирования когнитивной сферы личности. Данное подробное рассмотрение имеет место в психовозрастном контексте развития личности в младенчестве, дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, отрочестве, юности. Таким образом, анализ психических познавательных процессов осуществлен на основе предметного рассмотрения психических новообразований в возрастном плане, на каждом этапе, начиная с младенческого возраста и заканчивая юношеским. В завершение приведен обширный список тематической литературы, многогранно отражающий в своих содержательных смыслах сущность этого информационного материала. Итак, в данном материале подвергнуты научному психолого-педагогическому анализу когнитивные процессы в наиболее сенситивных возрастах формирования познавательной сферы личности — начиная с младенчества и заканчивая юностью.

Нужно ли ребенка учить врать?

В своей статье автор рассуждает на такие темы, как: ложь, ложное поведение, хорошее (плохое) поведение в понимании детей младшего возраста, социально одобряемое (неодобряемое) поведение в понимании подростков, теория нравственного развития Лоуренса Колберга, ориентация на наказание, ориентация на высшие человеческие ценности, формирование устойчивых нравственных идеалов и ценностей.

Обсуждение статьи Г.М. Пономаревой В«Нужно ли ребенка учить врать?В»

В статье представлены мнения участников Психологического клуба, обсуждавших статью Г.М. Пономаревой В«Нужно ли ребенка учить врать?В» (см. стр. 107–110).

Пример творческого самовыражения в профессии психолога

В статье представлен нестандартный пример профессиональной саморефлексии и самомотивации психолога через художественное творчество.

Подписка

Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

В статье представлена основа документа, разработанного руководителями психологической и логопедической служб под руководством и при участии администрации ГБОУ Школа в„–1420 г. Москвы. Документ разработан для организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума в целях обеспечения оптимальных условий развития всех воспитанников и обучающихся школы с учетом особенностей, ресурсов и задач конкретной образовательной организации.

Организация и документирование деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов (из опыта работы специалистов психологической службы)

В статье представлен опыт специалистов психологической службы ГБОУ Школа в„–1420 г. Москвы по реализации модели сопровождения детей-инвалидов, основанной на внутришкольном взаимодействии специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума. Описан порядок взаимодействия, перечень и содержание профессиональной документации по данному направлению.
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *