Задать
Вопрос
Звонок
Быстрая
Помощь
Для Мобильных
Устройств
Координаты связи с психологом * Phone: +7978-7619953* Email: psy@crimea-karro.ru* Рабочие время для связи: c 9-00 до 21-00 Пн-Сб

------

От редакции

Открытая В«книга жизниВ» Якова Коломинского. Памяти ученого и друга

Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью

В статье представлен опыт разработки и организации экспертной оценки качества онлайн-курсов для студентов с инвалидностью различных нозологических групп. Апробация курсов проходила в условиях сетевого взаимодействия 15 вузов. В статье описаны условия апробации, выявленные проблемы и предлагаемые решения. Авторами на основе анализа результатов апробации онлайн-курсов в вузах Российской Федерации предложены рекомендации по их разработке, экспертизе, учебно-методическому сопровождению и использованию в образовательном процессе. Делаются выводы о необходимости организации совместной работы вузов над созданием онлайн-курсов для лиц с инвалидностью, обеспечения сетевого взаимодействия по вопросам организации единого открытого банка разработанных дистанционных курсов и учебно-методических комплексов по дисциплинам высшей школы.

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе

В статье анализируется деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — РУМЦ) в университете, на базе которого он создан. Приводятся данные мониторинговых исследований и анкетирования, проведенных РУМЦ в 2017–2018 гг. по параметрам, которые сегодня являются ключевыми в оценке состояния высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации. Проведен анализ состояния основных направлений деятельности РУМЦ в вузе. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика работы центра внутри университета. Выявленные в результате проведения мониторинговых исследований и анкетирования проблемы позволили определить основные траектории дальнейшей деятельности РУМЦ в университете. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся. Обобщение реализованных в 2016–2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяет говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза.

Инклюзивное высшее образование: специальные средовые условия обучения студентов-инвалидов в вузе

С учетом экспериментально зафиксированной номенклатуры специфических образовательных и социальных потребностей студентов с инвалидностью и в контексте представлений о том, что адаптированная основная профессиональная образовательная программа в вузе предполагает адаптацию условий получения образования, а не его содержания, характеризуется структура адаптированной среды вуза как упорядоченной совокупности информационно-образовательных, архитектурно-пространственных, социально-психологических и реабилитационно-образовательных условий, необходимых для успешного освоения студентами-инвалидами нормативного содержания образовательной программы, задаваемого Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В рамках соответствующей логики и с опорой на практический опыт определяется место специальных технических средств учебного и социально-бытового назначения, особых форматов организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, а также психологического и социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и др. в системе имманентных атрибутов вузовской адаптированной основной профессиональной образовательной программы.

Психосоциальное благополучие студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшей школы

В статье поднимается проблема психосоциального благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья, связанная с развитием инклюзивного образования в высшей школе. Предлагается рассматривать психосоциальное благополучие студентов в контексте процесса их профессионального самоопределения и учитывать особенности психосоциального благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья, попадающих в образовательное пространство университета. Психосоциальное благополучие рассматривается как динамичное состояние, констатируется необходимость разработки методики его исследования с учетом этапов образовательного процесса. В качестве пилотажной базы для разработки методики предлагается инструментарий реализуемого мониторинга социально-психологического благополучия (n=846, студенты 10 университетов, обучающиеся в инклюзивных группах). Для стабильного переживания чувства психосоциального благополучия студентом с ограниченными возможностями здоровья необходимо, чтобы инклюзивная группа и образовательная среда были безопасными, комфортными и имеющими все необходимые ресурсы для самореализации.

Механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха

В статье представлены теоретические аспекты современного инклюзивного образования, которое рассматривается как важнейшая компонента комплексной реабилитации инвалида, в том числе профессиональной реабилитации, и как инструмент формирования у инвалида устойчивых навыков социализации, коммуникации, духовно-нравственных и социальных установок, чувства уверенности в жизни. В этом контексте проанализированы актуальные проблемы развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха и определены перспективные пути их решения с учетом специфики формирования инклюзивной среды и инклюзивных сообществ для данной категории студентов в вузах. Освещен опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана по подготовке инженерных кадров из числа указанных лиц в условиях инклюзивного образования и сопутствующего ему развития инклюзивной среды в разных сферах жизнедеятельности, связанных с процессом учебы в вузе. Приведены результаты научного исследования и анализа, обозначенного выше опыта, которые убедительно доказывают эффективность использования гибких подходов к развитию инклюзивного образования с учетом образовательных потребностей и наилучшего их удовлетворения применительно к конкретным студентам. Описан механизм развития высшего инклюзивного образования для лиц с нарушением слуха, изложены инновационные технологии организационного и методического обеспечения инклюзивного обучения в вузе, применяемые в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Инклюзивное образование студентов с нарушением зрения на факультете информационных технологий Московского Государственного Психолого-педагогического Университета

В данной статье описывается, как вопрос доступности высшего образования для лиц с глубоким нарушением зрения решается в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Раскрываются основные трудности, испытываемые студентами этой категории, и приводятся способы их преодоления. Дана классификация доступных без визуального контроля форм представления учебной информации и описаны тифлотехнические устройства, позволяющие преобразовывать информацию в эти формы.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза

В статье анализируются компоненты психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в инклюзивной образовательной среде вуза на примере факультета дистанционного обучения МГППУ. Показано, что основой психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в вузе может стать проактивная модель инвалидности (active model of disability), направленная на активность самих студентов. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью включает разнообразные формы помощи (педагогическая, социальная, психологическая поддержка, самоподдержка), направленные на обогащение психолого-педагогических условий образовательной среды за счет: 1) организации и деятельности групп поддержки; 2) групп самоподдержки; 3) создания оптимально доступной образовательной среды с использованием дистанционных технологий. Система психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью может быть выстроена на основе В«понимающих отношенийВ», предполагающих безбарьерность понимания в преодолении стереотипов инвалидности; преодоление попыток ошибочных интерпретаций многомерного мира людей с инвалидностью; сопричастность, вовлеченность в опыт инвалидности. Приводятся данные поисковых эмпирических исследований, которые проводились студентами с инвалидностью в рамках магистерских диссертаций и которые позволили обнаружить наиболее проблемные и ресурсные зоны в: 1) группах поддержки (родители студентов с инвалидностью); 2) готовности самих обучающихся с инвалидностью к самопомощи, их ресурсах, самоактивации и жизнестойкости; 3) роли инклюзивной дистанционной образовательной среды в развитии мотивации и психологическом благополучии студенчества в целом.

Готовность преподавателей высшей школы к инклюзивному образованию

Высшее образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья входит в число приоритетных задач государства и общества. Успешность решения задач профессионального образования и трудоустройства людей с ограничениями по здоровью определяется комплексом взаимосвязанных факторов, в число которых входит готовность сотрудников вузов к реализации практики инклюзивного высшего образования. Преподаватели, осуществляющие инклюзивное образование студентов с инвалидностью, должны обладать определенными профессиональными характеристиками. Согласно профессиональному стандарту, перечень профессиональных компетенций преподавателя высшей школы слабо раскрывает специфику деятельности специалиста в пространстве инклюзивного высшего образования. Имеющиеся исследования подтверждают необходимость более глубокого изучения вопроса диагностики и формирования готовности преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. В основу описанных в статье многолетних исследований была положена гипотеза о том, что подготовка преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования должна включать полный цикл мероприятий, в том числе скрининговую диагностику, реализацию программы дополнительного образования, интервизию и консультативное сопровождение преподавателей, динамическое отслеживание уровня готовности. Исследование было проведено с 2013 по 2019 годы. Совокупная выборка исследования составила 562 человека — преподаватели и сотрудники 25 вузов Северо-Западного федерального округа. Репрезентативная выборка исследования составила 327 человек — преподаватели и сотрудники, которые прошли все этапы исследования. Результаты исследования позволяют оценить готовность преподавателей высшей школы к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования от предготовности до инклюзивной готовности включительно. Результаты формирующей части исследования показали, что общие и специфические характеристики личности, определяющие успешность деятельности в сфере инклюзивного высшего образования, возникают в процессе специального обучения, профессиональной деятельности в условиях инклюзии и при обязательном сопровождении преподавателей со стороны сотрудников ресурсных центров инклюзивного образования. Это приводит к увеличению доли преподавателей, положительно относящихся к инклюзивному образованию, демонстрирующих продуктивные копинг-стратегии, имеющих оптимальный, продвинутый и допустимый уровень готовности к инклюзивному высшему образованию.

Проблема развития педагогической культуры школьников в условиях модернизации педагогического образования в России

В статье рассматриваются признаки и причины развития педагогической инициативы и творчества школьников, развивается идея о влиянии педагогической культуры школьников на отечественное образование, поднимается проблема педагогической одаренности учащихся. Авторы отмечают, что перед российским педагогическим образованием сегодня стоят задачи, решение которых связано с новым качеством педагогической культуры учителя, основанным на умении трансформировать традиционные практики индустриальной модели образования в педагогические решения, соответствующие вызовам XXI века. Сделан вывод о влиянии на эти процессы педагогических инициатив школьников, рассматриваются признаки развивающегося интереса подрастающего поколения к авторству в образовании, разработке и реализации собственных представлений о технологиях успешного образования. Требуется всестороннее осмысление, научное обоснование и научно-методическая поддержка творческих предложений школьников в области образования, поскольку развитие педагогической культуры подрастающего поколения способно не только создать основу для развития школьного образования, но и в целом стать ценностным и технологическим фундаментом для модернизации педагогического образования в России.

Непрерывность инклюзивного образования и психолого‐педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями

В статье авторами задается целевая установка на актуальное рассмотрение предпосылок непрерывного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями, определяется содержание понятия непрерывности образования. Представлены данные исследований, рассматривающих вопросы посещаемости образовательных учреждений детьми-инвалидами, а также сведения, отражающие намерения родителей по продолжению обучения детей до 15 лет, сведения об инвалидах, обучающихся по профессиональным образовательным программам, которые подчеркивают актуальность проблемы непрерывного образования лиц с инвалидностью, отражают невысокую степень готовности родителей к продолжению образования их детьми-инвалидами, необходимость построения системы непрерывного сопровождения детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах России, формирования личностной основы для непрерывности образовательной траектории, важность разработки научного подхода к ее изучению. Определены специальные условия для построения модели сопровождения. Рассматривается опыт исследования и организации непрерывного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра. Сделан вывод о необходимости обсуждения тематики психолого-педагогического сопровождения на этапе получения профессии и трудоустройства. Отмечается ценность уникальных практик в построении индивидуальной образовательной траектории.

Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования (опыт МГГЭУ)

Обучение и социализация студентов‐инвалидов будут более эффективными, если спроектировать и создать модель инклюзивной образовательной среды, реализующую определенные социальные, психологические и педагогические условия и отражающую этот весьма сложный и многосторонний процесс. В статье анализируется практический опыт Московского государственного гуманитарно‐экономического университета по созданию инклюзивной образовательной среды для студентов с инвалидностью. В этой же связи обсуждаются ведущие характеристики, структурные компоненты и некоторые проблемы проектирования этой среды в университете.

Академическая мобильность для всех: между видением и реальностью

Академическая мобильность студентов с инвалидностью является одним из малоизученных аспектов инклюзии в высшем образовании. Между тем она выступает эффективным ресурсом формирования идентичности, социализации и профессионализации. Поэтому включение инвалидов в различные формы академической мобильности важно для их успешности и социальной включенности. Целью исследования является выявление связи между инвалидностью и нозологией и вовлеченностью в академическую мобильность, научные и социальные проекты и сети. Исследование опиралось на гипотезу о прямой связи между состоянием здоровья и вовлеченностью в академическую мобильность. Выборка включала 1142 студента университетов Тюменской области, в том числе 50 человек — с инвалидностью, 1092 студента — без инвалидности. Сравнительный анализ компонентов академической мобильности студентов с инвалидностью и без инвалидности выявил более высокий уровень готовности и включенности студентов с инвалидностью в академическую мобильность и сети. При этом мы акцентируем, что 92% студентов с инвалидностью не принимают участие в программах академической мобильности, 68% никогда не участвовали в конкурсной деятельности (проекты, гранты), 44% не входят в студенческие сообщества, 20% не поддерживают системных связей со студентами других вузов. Но эти показатели еще ниже у студентов без инвалидности. Выявлен разрыв между готовностью студентов к академической мобильности и дефицитом ее инфраструктуры. Проведенный анализ теоретических подходов позволил выявить существенные пробелы в описании академической мобильности студентов с инвалидностью, ее масштабов, динамики, лучших практик, ее психологических факторов и влияния на развитие субъектности, социализации и профессионализации. Сеть ресурсных учебно-методических центров, созданных в 2017 году, призвана сделать инклюзивный прорыв в высшем образовании через формирование комфортной инфраструктуры академический мобильности как органической части инклюзивной культуры в высшем образовании, обеспечивающих включенность всех.

Использование тренировки навыков поведения и других видов манипуляции средовыми факторами для обучения навыкам безопасности подростков с РАС

Выбор правильного целевого поведения для обучения является основополагающим для родителей, учителей, терапевтов и других специалистов, работающих с людьми с аутизмом и с другими людьми, имеющими интеллектуальные нарушения. В то время как у маленьких детей с диагнозом В«аутизмВ» раннее интенсивное поведенческое вмешательство может привести к большим достижениям в социальном, когнитивном и языковом развитии, выбор соответствующей учебной программы для подростков и взрослых требует несколько более глубокого подхода. Начиная с периода половой зрелости и подросткового возраста, фокус обучения должен сместиться с того, чего не хватает обучающемуся в развитии по сравнению с типичными сверстниками, на то, что обучающемуся нужно, чтобы стать успешно функционирующим взрослым человеком и, в конечном итоге, В«сделать свою жизньВ». Прикладной поведенческий анализ эффективен в обучении функциональным, адаптивным навыкам, навыкам повседневной жизни, безопасности, сексуальности, физическим упражнениям, самозащите и другим часто упускаемым навыкам, которые могут способствовать улучшению качества жизни людей с ограниченными возможностями или без них. Исследования показывают, что работа над функциональными навыками в рамках полноценной программы обучения приводит к достижению большей степени независимости обучающегося в жизни. В статье будет рассмотрена возможность использования ABA при разработке полноценной программы обучения подростков. Особое внимание будет уделено отработке поведенческих навыков (BST) и другим способам манипуляции средовыми факторами для обучения навыкам безопасности подростков и молодых людей с аутизмом. Примеры навыков безопасности включают предотвращение похищения, обращение за помощью, когда обучающийся потерялся, в случае неприемлемого физического контакта и раскрытия информации. Будет обсуждаться использование технологий в обучении навыкам безопасности обучающихся с недостаточным репертуаром вербального поведения.

Профиль латерализации у детей с РАС и различным уровнем речевого развития

Описан ход и результаты работы по изучению профиля латеральной организации его связи с речевым развитием при расстройствах аутистического спектра. В пилотном исследовании приняли участие 10 детей с расстройствами спектра аутизма и 20 нейротипичных детей в возрасте 6—7 лет. Были использованы нейропсихологические методики для определения ведущей руки, ведущего уха и глаза и для оценки импрессивной и экспрессивной речи. Установлено, что у детей с расстройствами аутистического спектра чаще встречаются амбилатеральные признаки, чем у нейротипичных. Дети с преобладанием амбилатеральных признаков показали более высокие результаты по речевым показателям; среди детей с аутизмом чаще встречается предпочтение левого уха.

Синтаксические трансформации в логопедической работе по формированию фразовой речи у обучающихся с РАС

Формирование фразовой речи является самым сложным направлением в логопедической работе с В«безречевымиВ» школьниками с аутизмом. В статье описаны логопедические приемы по формированию операций синтаксиса у школьников с расстройствами аутистического спектра и легкими интеллектуальными нарушениями. Представлена авторская логопедическая программа по формированию произвольной фразовой речи у детей с расстройствами аутистического спектра в сочетании с легкой интеллектуальной недостаточностью, опирающаяся на учение Ноама Хомского о грамматических трансформациях. Апробация логопедической программы проводилась автором на базе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в период с 2016 года и по настоящее время.

Практика тьюторского сопровождения в начальной школе детей с тяжелыми формами аутизма

Расстройства аутистического спектра относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает малорезультативным. Представлены примеры тьюторской педагогической работы, приемы сопровождения детей с нарушениями интеллекта и подробные комментарии к примерам. Тьюторское сопровождение детей осуществлялось в школе Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Обучение проводилось по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4). Подчеркиваются различия функций тьютора и учителя в классе, важность соблюдения этических правил в общении тьютора с детьми, коллегами и родителями.

Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза.

В результате проведенной коррекционной работы необходимо оценить динамику состояния различных составляющих психической деятельности, а именно, — функций программирования и контроля, механизмов, обеспечивающих состояние конкретных высших психических функций (моторных, восприятия, пространственных процессов, речи и т.д.), темпов конкретных видов деятельности и объема устойчивой работоспособности, а также особенности коммуникативных навыков. Для объективизации результатов динамических изменений желательно использовать типы заданий, аналогичные отрабатываемым в системе коррекционно-развивающего подхода. Показателями эффективности используемого коррекционного курса являются качественно-количественные изменения, выявляемые в предложенных контрольных заданиях. Задания, выбранные в виде контрольных, максимально отражают уровень сформированности или дефицитарности механизмов, обеспечивающих реализацию отдельных высших психических функций. Приоритетными являются качественные показатели выполнения заданий в отношении конкретных механизмов, в то время как количественные, темповые показатели дают информацию о степени упроченности, автоматизированности соответствующих видов деятельности с учетом возраста. Максимальное внимание должно быть уделено динамике В«слабыхВ» звеньев высших психических функций. Коррекционный курс. Окончание

К 30-летию Общества помощи аутичным детям В«ДоброВ»

Обществу помощи аутичным детям В«ДоброВ» исполнилось 30 лет. Это первая в России организация, представляющая права детей с аутизмом, с расстройствами аутистического спектра. Инициаторами создания В«ДоброВ» как юридического лица были выдающийся детский психиатр и педагог Клара Самойловна Лебединская и родитель ребенка с аутизмом из Соединенных Штатов Америки Roland M. Machold. Основу организации, начавшей формироваться на рубеже 1980-1990-х годов, составили родители детей, занимавшихся в группе клинико-психолого-педагогического изучения раннего детского аутизма, и сотрудники этой группы (ныне — Институт коррекционной педагогики Российской академии образования). За 30 лет специалисты Общества В«ДоброВ» оказали коррекционную, консультативную, информационную, психологическую помощь более чем 7000 семей, в которых есть дети с аутизмом.

Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года

Представлены результаты Всероссийского мониторинга состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, проведенного в 2018 году Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета. Общая численность обучающихся с нарушениями спектра аутизма, охваченных системой образования, по сравнению с 2017 годом увеличилась на 43% и составила 22953 человека. Отмечается неравномерность распределения учащихся с расстройствами аутистического спектра по уровням образования; малочисленность группы детей, охваченных необходимыми услугами ранней помощи, системой среднего и высшего профессионального образования. Большинство детей (63,9%) с расстройствами аутистического спектра обучаются на уровнях начального, основного и среднего общего образования. Сохраняется ключевая проблема — массовое обучение детей с аутизмом в условиях индивидуального обучения В«на домуВ» — 34,5% от общего числа школьников с аутизмом. Выражены кадровые трудности по обеспечению образовательного процесса специалистами — 1/3 детей не получают необходимой психологической поддержки. Всего 8,4% детей с аутистическими нарушениями обеспечены тьюторским сопровождением. Для решения трудностей организации качественного образования детей и подростков с расстройствами аутистического спектра в 33 субъектах России созданы региональные ресурсные центры. Большинство из них только начинают свою работу и нуждаются в консультационно-методическом сопровождении, которое Федеральный ресурсный центр готов обеспечить.

Распалась ли связь времен в социальной психологии? К 95-летнему юбилею Г.М. Андреевой

Второй международный симпозиум по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии (Ноттингем, Великобритания, 11—12 апреля 2019 года)

Публикация представляет собой краткий отчет о прошедшем 11—12 апреля 2019 года в Ноттингеме (Великобритания) Втором международном симпозиуме по проблемам психологии дорожного движения и транспортной психологии. В рамках данного симпозиума состоялась XVII Международная встреча психологов дорожного движения. В тексте отчета представлены основные идеи докладов, презентаций и сообщений участников симпозиума.

Тест эмоционального интеллекта — русскоязычная методика

В статье в рамках модели эмоционального интеллекта как способности рассматриваются работы по адаптации методики MSCEIT v. 2.0 и разработке других методик, нивелирующие социально-культурные различия и специфичность стимулов при их применении на выборках, отличных от американской. Описана процедура разработки, стандартизации нового надежного психодиагностического русскоязычного инструментария, позволяющего измерить уровень развития эмоционального интеллекта. В процессе создания новой методики измерения эмоционального интеллекта ТЭИ были учтены недочеты, выявленные в процессе стандартизации русскоязычной версии MSCEIT v. 2.0, в большинстве своем связанные с культурной спецификой. В психометрической проверке ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст — 35,9 лет). Отмечены особенности ТЭИ по сравнению с методикой- прототипом MSCEIT v. 2.0. Методика ТЭИ демонстрирует удовлетворительный уровень основных психометрических показателей надежности и валидности.

Альтруистическое инвестирование как нетворкинг-стратегия личности: разработка шкалы и проверка конструктной валидности

В статье описан процесс разработки и проверки конструктной валидности В«Шкалы альтруистического инвестированияВ». Альтруистическое инвестирование — одна из нетворкинг-стратегий, которые позволяют рассматривать социальное поведение личности с точки зрения ее включенности в обращение социального капитала социальной сети. Результаты эмпирического исследования подтверждают теоретическую модель и показывают, что разработанная шкала соотносится с компонентами стратегии, измеренными альтернативным путем. Проверка этой гипотезы проводилась при помощи структурного моделирования (n=362). Надежность шкалы составила 0,74 (альфа Кронбаха, n=670), оценки по ней не зависят от пола, не связаны с социальной желательностью и коррелируют ожидаемым образом с другими шкалами альтруизма и эгоизма. Показана принципиальная новизна конструкта альтруистическое инвестирование, который, в отличие от альтруистической мотивации, является более сложным феноменом и включает в себя также ценностный и поведенческий компоненты. Кроме того, шкала альтруистического инвестирования не измеряет альтруизм первого уровня.

Социальная идентичность и ценностные ориентации у приемных родителей с разным количеством детей

Статья посвящена исследованию особенностей социальной идентичности и ценностных ориентаций профессиональных приемных родителей. Результаты проведенного эмпирического исследования показали наличие достоверных взаимосвязей между количеством детей-сирот, принятых в семью на воспитание, структурой позитивной социальной идентичности и ценностными ориентациями приемных родителей. Установлено, что с увеличением числа детей в семье наблюдается тенденция к нарастанию признаков социального маргинализма, снижению структурированности и целостности социальной идентичности приемных родителей, появлению трудностей при выделении референтных социальных групп. Показано, что многодетные приемные родители преимущественно выбирают для идентификации группы по критериям, связанным с профессией, и в меньшей степени ориентированы на группы ближнего круга общения. Установлено, что иерархия ценностей многодетных приемных родителей достоверно отличается от ценностного профиля приемных родителей с одним-двумя воспитанниками.

Взаимосвязь взрослой и детской бедности с психологическими характеристиками личности

В данной статье рассматривается взаимосвязь низкого социально-экономического статуса в детстве и во взрослом возрасте с психологическими характеристиками личности, такими как ценности, самоэффективность, самооценка, психологическое благополучие и доверие. Оцениваются эффекты взаимодействия детского и взрослого социально-экономического статуса на психологические показатели. В исследовании приняли участие бедные — люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума (N=162, возраст M=41, 39,5% — женщины), и небедВ¬ные (N=188, возраст М=34, 58,5% — женщины). Измерение детского социально-экономического статуса производилось по ретроспективной оценке. Результаты показали, что ценности личности и самооценка различаются в зависимости от взрослого социально-экономического статуса. Выявлена взаимосвязь взрослого и детского социально-экономического статуса с удовлетворенностью жизнью и доверием. Взрослый социально-экономический статус связан с доверием только в группе респондентов, не имеющих низкого социально-экономического статуса в детстве. Удовлетворенность жизнью и доверие тех, кто имел низкий социально-экономический статус в детстве, ниже, чем у тех, кто не испытывал бедность никогда.

Деньги как фактор возникновения психологических проблем у богатых

Статья посвящена изучению денег как фактора, влияющего на личность и межличностные отношения. На основе результатов глубинного интервью с 16 очень богатыми людьми продемонстрировано, что личностное влияние больших денег связано с изменениями в понимании мира и себя в этом мире, с динамикой ценностных ориентаций. Влияние денег на супружеские отношения разнонаправлено и зависит от устойчивости у супругов системы ценностных ориентаций и положения в ней ценностей семьи, труда и денег. Наибольшее по силе влияние деньги оказывают на взаимоотношения богатого человека с друзьями. Это влияние носит преимущественно деструктивный характер, основная причина разрушения старых или препятствования возникновению новых дружеских связей — недоверие к людям. Недоверие приводит к дефициту эмоционального общения и заставляет богатых людей, с одной стороны, поддерживать даже ставшие поверхностными дружеские связи, а с другой — укрепляет эмоциональную связь с супругом, что в определенной степени компенсирует недостаток дружеского взаимодействия.

Становление нравственного отношения к В«чужимВ» у сельских и городских детей 3—11 лет

Проверялась гипотеза о том, что становление нравственного отношения к В«чужимВ» у сельских и городских детей 3—11 лет происходит благодаря системной дифференциации, связанной с усложнением структуры субъективного опыта и появлением новых стратегий взаимодействия с другими. Участниками стали 179 детей, посещающих детские сады г. Москвы и с. Александров Гай (Саратовская обл.). Дети в беседе с экспериментатором решали моральные дилеммы, основанные на конфликте представителей ин- и аутгруппы, где В«свойВ» (человек) был агрессором, а В«чужойВ» (дикие, домашние животные и инопланетяне) — жертвой. Выявлен достоверный рост частоты поддержки В«чужогоВ»-жертвы с возрастом как у сельских, так и у городских детей, что может являться показателем становления нравственного отношения ко всему живому, безотносительно принадлежности к ингруппе (переход от стратегии В«свой всегда правВ» к стратегии В«жизнь любого ценнаВ»). Этот тренд как у городских, так и у сельских детей универсален применительно к В«чужимВ» — представителям других биологических видов. Данные обсуждаются в контексте системно-эволюционного подхода к социокультурному развитию.

Особенности национального самосознания армян, проживающих в России и в Армении

В статье представлены результаты исследования национальных особенностей армян, проживающих в Армении и в России (Тюмени), как одной из распространенных в России диаспор. На основе анализа теоретических и практических исследований были выдвинуты гипотезы, что армяне, проживающие и родившиеся в России, интегрируют особенности образа своего национального самосознания и особенности образа национального самосознания армян, проживающих и родившихся в Армении. Также мы полагаем, что в особенностях национального самосознания армян можно выделить характеристики, позволяющие им благополучно сосуществовать в культуре принимающей страны, демонстрируя стратегию интеграции. В исследовании приняли участие 95 человек (свободная выборка). В качестве метода исследования использовался семантический дифференциал. На основании полученных результатов делается вывод о наличии связи между объектами В«Я армянинВ», В«Армяне, проживающие в РоссииВ» и В«Армяне, проживающие в АрменииВ», что означает сохранение своего национального самосознания. Другой важный вывод заключается в близкой связи объектов В«Армяне, проживающие в РоссииВ» и В«Гражданин РоссииВ». Армяне чувствуют себя гражданами России, что позволяет нам сделать вывод о демонстрации мигрантами такой стратегии аккультурации, как интеграция, которая позволяет им не только быть эффективными, но и сохранять этническую идентичность. Характеристиками, которые позволяют мигрантам успешно интегрироваться в обществе, по мнению армян, родившихся и проживающих в России, могут выступать: стремление помочь другим, заботливость, общительность, готовность прийти на помощь, чувствительность по отношению к другим.

Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей

В статье на основе теоретического анализа зарубежных и отечественных исследований взаимосвязей между отношением к своему внешнему облику (ВО) и оценками благополучия развивается дифференцированный подход к определению влияния различных компонентов отношения к своему внешнему облику, его ценности и значимости на оценку субъективного благополучия (СБ). В эмпирической части исследования проверялась гипотеза: молодые люди, имеющие различные уровни субъективного благополучия, могут отличаться самооценками внешнего облика, обеспокоенностью, удовлетворенностью им, мерами значимости внешнего облика в различных сферах жизнедеятельности, мерами его влияния на ощущение счастья, оценками ценности внешнего облика. В исследовании приняли участие молодые люди — 86 человек в возрасте 17—25 лет (Мвозраста=20,07; SDвозраста=2,232), 50% женщин и 50% мужчин. Набор методов исследования включал: опросник В«Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего обликаВ» (В.А. Лабунская); анкету В«Оценка значимости привлекательного внешнего облика для улучшения различных аспектов жизнедеятельностиВ» (В.А. Лабунская, Г.В. Сериков); модифицированный вариант опросника В«Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личностиВ» (С.С. Бубнова), включающий шкалу В«ценность внешнего обликаВ»; анкету В«Отношение к своему внешнему облику: удовлетворенность и обеспокоенностьВ» (В.А. Лабунская, Е.В. Капитанова); шкалу В«Субъективное благополучиеВ» (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche), русскоязычная версия которой была создана В.М. Соколовой. Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и указывают на то, что составляющие отношения к внешнему облику имеют различное влияние на уровень субъективного благополучия: 1) повышение самооценок компонентов и характеристик внешнего облика, связанных с удовлетворенностью внешним обликом, повышает уровень субъективного благополучия; 2) повышение ценности, значимости внешнего облика в жизни человека, сопряженное с обеспокоенностью внешним обликом, приводит к снижению уровня субъективного благополучия.

Отношение к глобальным рискам студентов православных и светских вузов

Исследование посвящено проблеме сравнения отношения к глобальным рискам у студентов разной ментальности (религиозной и светской). Предполагалось, что это отношение различается по ряду компонентов и образует связи с идентичностью и толерантностью к неопределенности. Респонденты: студенты православного вуза (58 человек в возрасте 17—29 лет, из них 52% — девушки, 48% — юноши) и студенты светского вуза (69 человек в возрасте 16—31 лет, из них 71% — девушки, 29% — юноши). В исследовании применялся метод анкетирования с использованием методик: В«Отношение к глобальным рискамВ», В«Толерантность к неопределенностиВ», В«Социальная идентичностьВ». Данные обрабатывались в программе SPSS 20.0. Гипотеза подтвердилась частично. Религиозный авторитаризм как стратегия предотвращения глобальных рисков за счет возвращения к традиционным ценностям и контролю за гражданами более высок у православных студентов. Для светских студентов более характерно видение угроз с фаталистической точки зрения и убеждение в возможности предотвращения глобальных катастроф с помощью поддержания баланса сил, сотрудничества и компромиссов. Обнаружены значимые связи отношения к рискам с толерантностью к неопределенности и с идентичностью.

Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков

В контексте проблематики межпоколенных различий в статье рассматриваются особенности изменений в эмоциональной оценке успешности жизненных перспектив, сформированности планов на будущее и приоритетов в жизненных ценностях у учащихся основной и старшей школы. Работа основана на сравнении результатов мониторинговых анкетных опросов, которые проводились сотрудниками ЦСО РАО с 1991 по 2017 годы. Выборка в 1991 г. составила 1162 респондента, в 1996 г. — 1604, в 2002 г. — 2978, в 2017 г. — 11803. При анализе материалов учитываются гендерные, возрастные и социально-стратификационные различия. Данные обработаны с помощью методов математической статистики (критерии значимых различий, факторный анализ). Результаты свидетельствуют о том, что эмоциональная оценка школьниками успешности жизненных перспектив, сформированность планов на будущее и ценностные предпочтения в существенной степени зависят от экономических и политических трансформаций в обществе. С помощью факторного анализа выделены пять обобщенных оппозиций, которые позволяют провести межпоколенческое сопоставление особенностей жизненных позиций учащихся с учетом гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов.

Светлой памяти О.В. Хухлаевой

Эксперимент С. Милгрэма сквозь призму исторической психологии

В статье представлен взгляд на результаты классического эксперимента С. Милгрэма с точки зрения теорий Б.Ф. Поршнева и Д. Джейнса. Дан обзор тех положений обеих теорий, которые имеют значение для анализа эксперимента С. Милгрэма. Проведен их сравнительный анализ. Показано, что обе теории постулируют наличие такого периода в истории человечества, когда наши предки руководствовались в своем поведении не собственными мотивами, целями и задачами, а чужими речевыми командами — то ли подаваемыми реальными лидерами (Б.Ф. Поршнев), то ли их В«двойникамиВ» — голосами-галлюцинациями (Д. Джейнс). Если согласиться с авторами этих теорий, то беспрекословное подчинение В«авторитетуВ», демонстрируемое большинством испытуемых в эксперименте С. Милгрэма, является в определенном смысле рецидивом тех психологических механизмов и поведения, которые существовали у человека в историческую эпоху тотальной суггестии (по Б.Ф. Поршневу) или В«бикамерального разумаВ» (по Д. Джейнсу).

Социально-демографические факторы приверженности к лечению при фибрилляции предсердий: взгляд психолога

В статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследований социально-демографических факторов приверженности пациентов к лечению при фибрилляции предсердий и других хронических заболеваниях. Низкая приверженность к лечению при долгосрочной терапии является основной причиной снижения эффективности лечения. Рассмотрены такие социально-демографические предикторы приверженности к лечению, как пол, возраст, расовая принадлежность, семейное положение, уровень образования и дохода. Анализ результатов исследований показывает неоднозначность и нередко противоречивость связи этих факторов с приверженностью к лечению. Вместе с тем, приверженность к лечению изучается в связи с индивидуально-личностными факторами – личностными чертами, уровнем эмоционального интеллекта, самоэффективностью, мотивационными особенностями. Выдвигается предположение о взаимодействии индивидуально-личностных и общих социально-демографических факторов и их опосредованном влиянии на приверженность к лечению при долгосрочной терапии.

Зарубежные методики психологической диагностики сексизма

Обращается внимание, что исследования сексизма в России затруднены нехваткой релевантного психодиагностического инструментария. Рассматривается зарубежный опыт диагностики сексизма. Показано развитие теоретических трактовок и методологии измерения сексизма в концепциях Н. Бенокрайтис и Д. Фигин (открытый, скрытый и трудноуловимый сексизм), П. Глик и С. Фиске (враждебный и доброжелательный сексизм). Представлены основные теоретические концепты сексизма и базирующиеся на них зарубежные опросники: В«Краткая версия шкалы аттитюдов к женщинамВ» Дж. Спенс, Р. Хельмрайх; В«Шкала современного сексизмаВ» Дж. Свим, К. Эйкин, В. Холл, Б. Хантер; В«Шкала неосексизмаВ» Ф. Тугас, Р. Браун, А. Битон, С. Джоли; В«Опросник амбивалентного сексизмаВ» П. Глик и С. Фиске; В«Тест имплицитных ассоциацийВ» Э. Гринвальд, Д. МакГи, Дж. Шварц.

Агрессия сквозь призму социального остракизма

Социальный остракизм распространён повсеместно: начиная от исключения на игровой площадке в детском саду до психологической травли в школе, отвержения в романтических отношениях среди подростков или увольнения с работы в уже взрослом возрасте. Согласно модели К.Д. Вильямса, остракизм (игнорирование и/или исключение) нарушает фундаментальные потребности человека в принадлежности, контроле, осмысленном существовании, самоуважении, причиняет В«социальную больВ». Исследования остракизма за последние 30 лет зафиксировали прочную взаимосвязь остракизма с агрессивной ответной реакцией, однако и сам социальный остракизм может в пунитивных целях принимать форму агрессии. Приведены литературный обзор исследований в области агрессивного реагирования на остракизм и детальная схема исследования остракизма (как карающего элемента) среди одарённых детей. Статья может быть интересна психологам и педагогам, работающим с проявлениями агрессии, социального исключения.

Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей

В последние годы растет число исследований агрессивного поведения современных подростков в Интернете, в том числе кибербуллинга. Однако пока мало обобщающих работ, описывающих различные аспекты этого феномена и его специфическое проявление в различных социальных сетях. Цель статьи заключается в обзоре зарубежных исследований, посвященных виртуальной агрессии среди молодых пользователей социальных сетей. Рассматриваются исследования, раскрывающие особенности Интернет-травли в популярных социальных сетях и ее негативные психологические последствия. Приведены статистические данные распространения кибербуллинга среди подростков в ряде стран. Анализируются основные мотивы кибер-агрессии, а также факторы риска, способствующие вовлечению молодежи в кибербуллинг, и факторы, снижающие его влияние на психологическое благополучие юных пользователей. Выделены основные современные направления профилактики кибербуллинга. Понимание особенностей агрессивного поведения подростков на различных виртуальных платформах поможет разработать более эффективные антибуллинговые программы и повысить уровень безопасности деятельности молодежи в цифровом пространстве.

Позиция учителя в школьном буллинге

Буллинг – актуальнейшая проблема современной школы не только в России, но и в других странах. Одной из ключевых фигур в профилактике и разрешении ситуаций школьного буллинга является учитель, позиция которого в статье рассматривается в контексте влияния учителя на эффективность антибуллинговых программ. Учитель может распознавать ситуации буллинга, принимать меры для его профилактики и разрешения уже возникших ситуаций. Также учитель является ролевой моделью для учеников, а его реакции определяют поведение детей и их доверие ко взрослым в ситуациях буллинга. Однако в настоящее время у учителей есть сложности с распознаванием буллинга, с эффективным реагированием на него, а также с личностной позицией в ситуации буллинга. Роль учителя осмысляется в рамках антибуллинговых программ, которые предлагают учителям широкий спектр действий, снижающих уровень буллинга и виктимизации в классе. В статье приводится обзор зарубежных и российских исследований, посвящённых позиции учителя в ситуации буллинга. Как иллюстрация использования позиции учителя для снижения уровня буллинга и виктимизации приводится описание элементов эффективных антибуллинговых программ. Статья может быть интересна психологам и педагогам, встречающимся с ситуациями буллинга в образовательной среде.

Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних

В статье описываются результаты зарубежных теоретических и эмпирических исследований, посвященных нападениям в школах с массовыми жертвами. Ряд исследований сосредотачивается на факторах риска, выявленных при анализе состоявшихся нападений. Обсуждается эффективность качественного подхода к оценке факторов влияния. Рассматриваются подходы к профилактике школьных нападений. Помимо акцента на стабильных факторах риска, обосновывается необходимость учета алгоритмов поведения подростков в период, непосредственно предшествовавший нападению.

Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях

В настоящее время увеличивается количество исследований, изучающих агрессию в контексте эмоционального интеллекта. Однако до сих пор недостаточно изучена взаимосвязь уровня агрессии и уровня развития компонентов эмоционального интеллекта. Цель статьи – обзор зарубежных исследований агрессии, а также ее связи с эмоциональным интеллектом и его компонентами. Рассмотрены исследования, демонстрирующие взаимосвязи общего уровня агрессии, физической и вербальной агрессии, прямой и косвенной агрессии, гнева и враждебности с эмоциональным интеллектом; приведены результаты исследований, показывающих конкретную роль эмоционального интеллекта и его компонентов в снижении уровня агрессивности поведения. Также рассматривается роль эмоционального интеллекта как предиктора агрессивного поведения. Глубокое понимание этих психологических процессов поможет разработать и внедрить более эффективные программы профилактики агрессивного поведения.

Особенности антисоциального поведения детей и подростков: психопатия и черты холодной бесчувственности

В статье представлен обзор современных зарубежных концепций и эмпирических исследований комплекса аффективно-личностных черт, играющего особую роль в формировании и опосредовании наиболее агрессивных и наименее доступных коррекции паттернов антисоциального поведения. Этот комплекс концептуализирован для взрослого возраста в форме психопатии (тесно связанной с антисоциальным расстройством личности, однако не идентичной ему) и включает такие особенности, как отсутствие способности к эмпатии, поверхностность чувств, слабый поведенческий контроль, безответственность, импульсивность и др. Исследование психопатии в детском и подростковом возрасте актуально в связи с возрастающим количеством данных о манифестации серьезных поведенческих проблем уже в раннем возрасте. Изучение большой гетерогенной группы детей и подростков с антисоциальным поведением показало, что смещение фокуса внимания с поведения на личностные и эмоциональные особенности позволяет выделить подгруппу детей, демонстрирующих особо агрессивные паттерны антисоциального поведения наряду с определенными аффективно-личностными нарушениями. Такой подход к изучению тяжелого антисоциального поведения в детском возрасте привел к экстраполяции конструкта психопатии на более ранние возрастные этапы. В обзоре обсуждаются актуальные методики измерения психопатии в зарубежной клинической науке, основные направления исследования психопатии в детском и подростковом возрасте, и перспективы изучения психопатии в России.

Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности)

В статье рассматриваются исследования взаимосвязи СДВ(Г) у детей и подростков с различными проявлениями агрессии, преимущественно в учебной среде. На основе представленных в современной зарубежной литературе результатов исследований выделены основные формы проявления агрессии и частота их встречаемости в дошкольном и школьном возрасте относительно подтипов СДВ(Г) и наличия сопутствующих клинических нарушений поведения. Цель этой статьи – показать, что для детей и подростков с СДВ(Г) более выражена ненаправленная и немотивированная агрессия (реактивный тип), обусловленная психофизиологическими особенностями самого заболевания. Комплекс психологических и социальных проблем, формирующийся вокруг поведения таких учащихся, чаще имеет вторичное происхождение. Его профилактика – это основная цель работы психологов образовательных учреждений. В статье показаны возможности применения типологии агрессивных проявлений при СДВ(Г) для психологической и клинической практики, а также для организации учебной среды.

Введение

Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания

В статье представлены результаты исследования особенностей отдельных механизмов социальной перцепции у педагогов с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания. Было обследовано 111 педагогов общеобразовательных школ в возрасте от 21 до 72 лет (средний возраст 45,03 В± 11,49). Диагностический комплекс включал следующие методики: методику диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); В«Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников); В«Комплексную оценку проявлений стрессаВ» (Ю.В. Щербатых); В«Тест эмоционального интеллекта (ЭИ) ЛюсинаВ»; В«Шкалу эмоционального откликаВ» (А. Меграбян, Н. Эпштейн); методику В«Самооценка уровня онтогенетической рефлексииВ»; опросник В«Ситуации конфликтаВ»; ранговые решетки стереотипизации; Шкалу социальной дистанции (Э. Богардус). Было показано, что основными характеристиками педагогов с высоким уровнем эмоционального выгорания являются низкие показатели уровня самооценки онтогенетической рефлексии, высокая эмоциональность, а также низкая способность к пониманию своих эмоций и управлению ими.

Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Часть 2)

В статье описывается поэтапная реализация программы психологического сопровождения курсантов и слушателей, а также сотрудников, впервые принятых на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России. Содержание программы раскрывается через комплекс мероприятий психологической работы, которая включает в себя: начальный этап профессиональной подготовки; адаптацию слушателей к условиям учебной и служебной деятельности; развитие личностных и профессиональных качеств; психологическую подготовку к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. В заключение подчеркивается значимость проведенного в первой части статьи исторического и организационно-методологического анализа, обусловленная необходимостью поиска перспективных моделей организации и функционирования подразделений психологической работы в образовательных организациях в целях подготовки высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов.

Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей

Защищенность интересов, развития личности, здоровья и благополучия детей в информационной сфере выходит в настоящее время на первый план в связи со стремительной цифровизацией повседневной жизни. В статье рассматриваются проблемы влияния современных информационных технологий на подрастающее поколение, подходы к снижению рисков и обеспечению информационной безопасности детей, а также проблемы формирования компетентности педагогов и психологов в этой области. Перед специалистами и руководителями системы образования стоят задачи просвещения родителей и организации помощи детям в преодолении рисков и опасностей интернет среды. По мнению авторов, компетентность педагогических кадров в области обеспечения информационной безопасности детей должна складываться из комплекса знаний, включающих организационно-правовые, организационно-технические и психолого-педагогические аспекты проблемы. Основной акцент в статье сделан на правовых и психолого-педагогических аспектах информационной безопасности детей, которые определяют содержание подготовки педагогов и психологов. Представлен примерный тематический план курса повышения квалификации для руководителей и специалистов системы образования.

Социально-психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным

Актуальность разработки проблемы установления межличностного контакта пенитенциарным психологом с несовершеннолетним осужденным обусловлено тем, что межличностный контакт оказывает существенное влияние на успешность профессиональной деятельности пенитенциарного психолога, способствует построению доверительных отношений с подростком. В исследовании приняли участие 50 психологов воспитательных колоний России. Использовалась специально разработанная анкета В«Проблемно-психологическое содержание межличностных контактов психолога с несовершеннолетним осужденнымВ». Исследование подтвердило, что умение устанавливать контакт с несовершеннолетним осужденным зависит в первую очередь от развитых коммуникативных и морально-нравственных качеств специалиста. Психологи используют широкий набор способов и приемов установления межличностного контакта, вместе с тем имеют поверхностные представления о стадиях установления межличностного контакта, их специфике и последовательности.

Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования)

В статье представлены эмпирические и теоретические основания экспериментальной работы по определению эффективности игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса в психологической работе. Представлена игровая программа, составленная из традиционных (фольклорных) игр. Программа рассматривается как основа живой игровой культурной среды, имеющей высокий коррекционно-профилактической потенциал. Цель программы — ранняя профилактика склонности к девиантному поведению у детей дошкольного возраста. Основными параметрами уровня социально-коммуникативного развития ребенка, от которого зависит склонность к девиантному поведению, определены: способность следовать правилам, способность к взаимодействию, эмоциональная устойчивость, способность поддерживать дружественные взаимоотношения в группе. Выделены показатели измерения принятых параметров в рамках соответствующих диагностических методик. Представлена разработанная схема наблюдения за поведением ребенка в игре. Прорабатывается содержание оригинального спецкурса В«Организация досуга детей и подростковВ» для специалистов по профилактике девиантного поведения.
------

* Возник вопрос,перейдите к форме отправки сообщения *